Методика проведения занятии аквааэробикой для беременных женщин в бассейне

Актуальность. Беременность и роды - серьезное испытание для женского организма и, в настоящее время, не вызывает сомнения необходимость заблаговременной подготовки беременной женщины к предстоящим родам. Эта подготовка является профилактическим мероприятием по предупреждению осложнений беременности и родов.

Цель исследования - разработать методику занятий физическими упражнениями в бассейне для беременных женщин с целью успешного протекания беременности и предупреждения осложнений при родах.

Методы исследования. Эффективность применения физических упражнений для беременных оценивалась по результатам проведенных исследований частоты сердечных сокращений и артериального давления

Методика и организация исследования. Первое погружение в бассейн проводится при температуре воды не ниже 27. Длительность пребывания в воде увеличивается постепенно от 10 до 40 минут, по 5-10 минут на каждом занятии с увеличением объема выполняемых упражнений.

Занятия проводятся 3 раза в неделю. При выходе из воды беременным рекомендуется проводить обтирание массажным полотенцем, а затем отдохнуть в расслабленном состоянии 10-15 минут.

Контроль за состоянием беременных осуществляется до и после занятий в бассейне по показателям частоты сердечных сокращений и артериальному давлению.

Т.В. Воронина считает, что эффективное, полезное плавание заключается в том, что пловец затрачивает наименьшее количество энергии, чтобы продвинуть свое тело вперед в воде. Тяжелое плавание происходит в результате неправильных движений, как бы тащить свое тело. Беременная женщина, в силу происходящих изменений в форме тела по мере увеличения срока беременности, склонна к такому «тяжелому» плаванию. Хотя, по утверждению многих, только в воде они и чувствуют себя нормально. Увеличившийся живот мешает эффективно отталкиваться ногами, что требует от женщины больших энергетических затрат [3].

Если женщина слишком устает во время плавания, можно предложить ей плавать с ластами и не так сильно отталкиваться. Обычное дыхание, размеренные и медленные взмахи рук во время напряженного плавания делают его прекрасным упражнением для отработки правильного дыхания и тренировки сердечнососудистой системы, что необходимо во время родов. Для беременных Симферополя посещать бассейны в симферополе не проблема.

Женщина, которая ощущает напряжение в области живота, должна избегать плавания кролем на спине. Если наблюдаются боли в спине, то можно попробовать плавать на боку. Стиль «баттерфляй» требует больших усилий и обычно не рекомендуется, а вот плавание на груди, и, особенно, на боку являются самыми подходящими [1, 6].

По мнению Г.Дюминой, ходьба в воде является полезным упражнением на преодоление сопротивления воды. Плавные приседания, движения, имитирующие греблю - отличные виды упражнений. Круговые движения руками, различные виды движений на растяжение - совершенно безопасны для выполнения в воде, также как подпрыгивания и легкий бег. Но во время беременности следует избегать прыжков в воду [4].

По результатам исследования было выявлено влияние средств физической культуры на течение беременности и исход родов для матери и плода.

Показатели ЧСС и АД в покое и при динамической нагрузке в контрольной и основной групп в разные периоды беременности (М±м) представлены в табл.

Таблица

Из представленных в табл. результатов видно, что у женщин экспериментальной группы, прошедших курс физической подготовки, к концу беременности наблюдается достоверное улучшение показателей, отражающих функциональные резервы организма и характеризующие работу аппарата кровообращения беременных женщин в покое, при динамических нагрузках [2,7].

Полученные данные свидетельствуют о том, что двигательный режим во время беременности повышает функциональные возможности аппарата кровообращения, делает его работу более экономичной. Это дает возможность компенсировать ухудшение условий работы сердечно-сосудистой системы, по мере увеличения срока беременности.
Сравнение с контрольной группой показывает, что к концу беременности у женщин с активным двигательным режимом физическая работоспособность выше на 19,9%.

На основании изучения эффективности применения физической подготовки беременных женщин к родам можно сделать следующий вывод: Регулярные занятия физическими упражнениями во время беременности повышают эффективность функционирования системы кровообращения у беременных женщин, способствует правильному дыханию, а также улучшает их адаптацию к динамическим нагрузкам [5].

Примерный комплекс оздоровительных упражнений в бассейне.

1. Упражнения на растяжку.

Необходимо стать у бортика бассейна и выполнять различные виды растягивающих упражнений:

  • постараться сесть на продольный шпагат - до той степени, до какой возможно;
  • постараться сесть на поперечный шпагат;
  • подпрыгивая вверх, постараться максимально расставить ноги в стороны;
  • упереться в стенку бассейна обеими максимально широко расставленными ногами и пружинящими движениями приседать вниз;
  • положить одну ногу на станок и присесть, повторять симметрично с обеих ног;
  • отставлять поочередно правую и левую ногу в сторону и приседать на полушпагат.

2. Упражнения на скручивание.

Упражнение на скручивание тела удобно выполнять следующим образом: взяться руками за бортик, присесть, и, оттолкнувшись на носочках, развернуть туловище по очередно то в одну, то в другую сторону. То же упражнение можно выполнять и не сгибая ног, не присаживаясь. Либо лечь в воду, держась за бортик бассейна, ногами выполнять вращательные движения, как при езде на велосипеде, или попеременно ударять ими по поверхности воды. Лечь на живот, держась руками за бортик, ногами оттолкнуться от воды, руки вытянуть, описывая ногами полукружья, медленно подтягивать колени к животу.

3. Упражнения на расслабление.

После выполнения некоторых упражнений, приложения к занятиям определенных усилий почувствуется определенная нагрузка, и нужно будет дать возможность немного отдохнуть:

  • можно лечь на спину, положив голову на надувную подушку, руки вытянуть в стороны и, расслабившись, отдыхать на воде.
  • можно лечь на живот, задержав дыхание, опустить голову под воду и легко, доверяя воде, подвигать руками, ногами, всем телом.

4. Групповые упражнения для беременных в бассейне.

В бассейне желательно заниматься не в одиночестве, а с группой других беременных женщин под присмотром специального тренера. Такие занятия приятнее, веселее, безопаснее и полезнее. В качестве групповых можно рекомендовать следующие упражнения:

  • все женщины становятся друг за другом, широко расставив ноги, как при игре в ручеек. Первая женщина ныряет и проплывает в "воротца" под ногами всех других, а затем становится в конце. Затем начинает движение "ручейком" следующая;
  • женщины становятся боком друг к другу, расставив ноги, в то время как одна из них проплывает под ногами остальных, выполняя движения "восьмеркой";
  • весело и увлекательно проходят и коллективные прыжки "лягушкой". Для этого необходимо широко расставить ноги, как во второй балетной позиции, присесть и активно оттолкнувшись ногами, выпрыгнуть. Это упражнение можно выполнять с полным погружением под воду.

5. Упражнения на задержку дыхания.

Особую группу упражнений составляют упражнения на задержку дыхания. Предлагаемые позы способствуют длительной задержке дыхания у мамы, что поможет ей правильно тужиться в родах, а ребенку - лучше перенести кислородное голодание, испытываемое в момент прохождения родовых путей.

6. Поза "Бабочка".

Это упражнение способствует лучшему ощущению своего ребенка, потому что в этих позах мама находится в положении, сходном с положением ребенка, вокруг нее - вода бассейна, как и вокруг него - околоплодная жидкость. Для того, чтобы принять позу бабочки, нужно, одновременно с опусканием головы под воду, легко подпрыгнуть и обхватить руками сжатые стопы, колени при этом нужно максимально развести в стороны. Вас, как поплавок, вынесет на поверхность - в этом положении удобно задерживать дыхание.

7. Поза "Ребенка".

Эта поза состоит в имитации внутриутробного положения ребенка - ноги подтянуты к себе, и стопы скрещены, а руки скрещены на груди. Вы набираете воздух и опускаетесь в этом положении под воду. Очень полезно будет плавать с задержкой дыхания и неглубоко нырять.

Упражнения, которые вы можете выполнять в воде, укрепляют спину, мышцы живота, активизируют кровообращение, являются отличной профилактикой варикозного расширения вен. Выталкивающая сила воды позволяет чувствовать себя легкой и невесомой, и чем большим будет становиться срок, тем заметнее будет вас выталкивать на поверхность.

Вывод. Во время занятий на суше на скелет, мышцы, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы жизнедеятельности организма оказывают влияние силы гравитации. В воде воздействие сил гравитации ослаблено. Чем глубже погружение, тем сильнее воздействие воды, тем слабее воздействие гравитационного притяжения.

Благодаря специфическим свойствам водной среды аквааэробика в бассейне имеет не только высокую эффективность, но и мало противопоказаний.

Литература

  1. Байюр К.М. Здоровый образ жизни / К.М. Байюр, К.Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2005.
  2. Дюмина Г. В. В ожидании ребенка / Г.В. Дюмина. - М.: ACT, Астрель, 2009.
  3. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс // Практическое пособие. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2009.
  4. Бритвина В.В. Аэробные нагрузки в реабилитации больных инфарктом миокарда на поликлиническом этапе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бритвина Валентина Валентиновна; РГУФК. - М., 2006. - 23 с.: ил.
  5. Бритвина В.В. Аэробные нагрузки в реабилитации больных инфарктом миокарда на поликлиническом этапе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04, 14.00.51 / Бритвина Валентина Валентиновна; РГУФК. - М., 2006. - 150 с.: ил.
  6. Конюхов В.Г. О возможностях тестирования с помощью ADOBE ACROBAT CONNECT PRO SERVER / В.Г. Конюхов, Г.П. Конюхова // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. - Российской Федерации Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2012. -С. 74-77.
  7. Конюхов В.Г. Развитие когнитивных способностей студентов спортивных вузов по предмету «Математика» / В.Г. Конюхов, Г.П. Конюхова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 51.
  8. Конюхова Г.П.Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения / Г.П. Конюхова : автореферат дис. на соискание ученой степени канд.пед. наук. - Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Москва, 2005.
  9. Олейник А.В. Трехмерная компьютерная модель как информационная база конструкторско-технологических работ в условиях инжиниринга / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др. // Технология Машиностроения . - 2010. - № 2. С.31-36.
  10. Олейник А.В. Использование сети Петри для создания методик анализа параллельно протекающих процессов в моделировании управления производственными процессами / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др.// Технология машиностроения. - 2010. - № 4. - С.57-60.
  11. Олейник А.В. Методика оптимизации производственных процессов службы технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях ОПК / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др.// Технология машиностроения. - № 12. - 2010. - С.54-58.
  12. Олейник А.В. Методика оптимизации производственных процессов службы технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях ОПК / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др. // Экономика и управление в машиностроении. - 2010. - № 6. - С.47-52.
  13. Кузнецова Л.В. Методика внедрения CALS-технологий на предприятиях автомобилестроения / Л.В. Кузнецова, А.В. Олейник, М.Е. Ставровский. - М., «МАМИ». - 2010. - № 2 (10). - С.225-236.
  14.  Олейник А. В. Метод графов в теории надежности и практике технического сервиса / А.В. Олейник, Е.В. Лукашев, С.П. и др. - МАМИ . -2010. - № 2 (10). - С. 236- 247
  15. 15. Конюхова Г.П. Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Г.П. Конюхова. - Российский университет физической культуры, спорта и туризма. - Москва, 2005.
  16. Конюхов В.Г. Основы выборочного метода исследования : учеб. пособие по мат. статистике для студентов РГУФКа / В. Г. Конюхов, Г. П. Конюхова . - Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. Москва, 2004.
  17. Конюхова Г.П. Определение цены туристского продукта и доходов от его реализации с помощью методов математической статистики / Г.П. Конюхова, В.В. Бритвина, В.Г. Конюхов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Редакционная коллегия: Е. В. Старкова (главный редактор); Т. А. Полякова (научный редактор). - Пермь, 2014. - С. 157-159.
  18. Конюхова Г.П. Измерения экономической эффективности туризма в менеджменте с помощью математической статистики / В.В. Бритвина, В.Г. Конюхов, Г.П. Конюхова // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Редакционная коллегия: Е. В. Старкова (главный редактор); Т. А. Полякова (научный редактор). - Пермь, 2014. - С. 41- 43.
    Ростовцева М.Ю. Что такое «степ-тач» или Ода аэробике! / М.Ю. Ростовцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - № 4. - С.9.

Автор: Швыгина Н.В., доцент кафедры физической реабилитации и оздоровительной физической культуры, кандидат педагогических наук Бритвина В. В., кандидат педагогических наук, д оцент кафедры туризма и гостиничного дела Лхагвасурэн Гундэгмаа, кандидат биологических наук, проректор Национального Института Физической культуры Монголии

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: