Ряд исследований, проведенных по Президентскому гранту в 2007 году, продолжает и развивает традицию изучения малых и средних предприятий, в рамках «социологии предпринимательства», которое выделилось в отдельное направление исследований в начала 2000х годов. В начале и середине 90х годов на этапе зарождения предпринимательской деятельности в современной России социологи изучали в первую очередь источники и механизмы формирования группы предпринимателей в рамках «экономической социологии»*, рассматривали предпринимателей и бизнесменов как новую группу в социальной структуре российского общества,** изучали политические взгляды и интересы этой новой социальной группы***, а также отношение других групп населения к предпринимателям и предпринимательской деятельности. В начале 2000х годов сложилось отдельное направление науки «социология предпринимательства», предметом которого является экономическое поведение предпринимателя, изучение внешней среды и стимулов к осуществлению предпринимательской деятельности. В рамках этого направления предприниматель рассматривается как продукт национальной экономической культуры.* В настоящее время предпринимательство является объектом междисциплинарных исследований — кроме социологии, его изучает экономическая наука (анализ предпринимательской функции в экономической системе), различные аспекты предпринимательской деятельности изучаются психологами, конфликтологами, специалистами в сфере экономической антропологии. В последнее время предметом изучения стали такие стороны предпринимательской деятельности как этнический бизнес, предпринимательская этика и проблемы социальноответственного бизнеса, проблема рисков, роль и место предпринимателей и бизнесменов в формировании «среднего класса» в России. В рамках работы по Президентскому гранту проблемам предпринимательства, малого и среднего бизнеса в России, в том числе такси был посвящен ряд проектов. Все они были посвящены изучению внешней среды предпринимательской и бизнесдеятельности, в том числе проблемах коррупции, взаимоотношений бизнеса и закона, а также работы малых и средних предприятий в условиях малых городов. Проект «Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социальноэкономического развития и повышения уровня жизни в регионах» был посвящен анализу проблем и трудностей, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России в целом, и в малых городах в частности. Авторы проекта выделили такие особенности работы малых и средних предприятий в малых городах как высокая конкуренция в сфере розничной торговли, недостаточный доступ к информационным ресурсам, отсутствие профессиональных консалтинговых и юридических компаний, недостаточное развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Авторы дали многочисленные рекомендации по развитию малого бизнеса для органов государственной власти разного уровня (федеральной, областной и местной), а также для самих предпринимателей. Для предпринимателей авторы проекта предлагают даже конкретные примеры и сегменты рынка, где, по их мнению, выгодно было бы развивать малый бизнес (например, шейпинг, организация досуга для детей, организация кемпингов и т.п.). Другой проект «Развитие частного капитала в реалиях современного российского законодательства» ставит в качестве своих исследовательских задач очень важные и глобальные вопросы, такие как определение характера конфликта между частным капиталом и законом, определение степени совпадения интересов государства и бизнеса, «изучение ментальности представителей частного бизнеса в их отношении с законом», уровня информированности предпринимателей о законах, выявление причин, побуждающих обходить закон, изучение ожиданий частного капитала в правовом поле, «исследование ментальности должностных лиц, осуществляющих правоприменение», анализ отношения населения к законодательству о предпринимательстве. Авторы проекта делают вывод, что они испытывают оптимистические чувства и высказывают положительные ожидания относительно перспектив развития частного бизнеса в России. Хотя в последние годы многие исследователи показали, что такой оптимизм может оказаться преждевременным, ведь доля людей, вовлеченных в России в частное предпринимательство и открывающих малый бизнес, на протяжении последних 10 лет если и растет, то чрезвычайно медленно, количество же разочаровавшихся в возможности открыть свое дело, напротив, возрастает. По данным Мониторинга социальной ответственности ГлобсканЦЕССИ доля россиян, которые верят в свободное предпринимательств как будущее мира, постепенно падает. Если в 2001 году в это верили более половины россиян (51%), то в 2007 году доля таких людей сократилась до 43%, а в 2008 году — до 41%. Хотя доля тех, кто в это твердо не верит, относительно стабильна (32% в 2001 году и 34% в 2008 году), зато увеличивается доля сомневающихся в этом.
Авторы проекта обращают внимание на необходимость обеспечения неприкосновенности частной собственности и одновременно защиты государственной собственности от частного захвата, призывают защитить собственность частного предпринимателя от его агрессивных конкурентов. Сделать это авторы предлагают путем создания судебных прецедентов. При этом мнения самих предпринимателей по этому вопросу совсем неоднозначно. Это показало, в частности, исследование предпринимателей ВЦИОМ по заказу РСПП, по результатам которого только 17% предпринимателей считают недопустимым ставить под сомнение правомочность нынешних владельцев приватизированной собственности, а 58% считают необходимым сделать шаги по пересмотру результатов приватизации. В то же время большинство предпринимателей (62%) не разделяют мнения о том, что в России сложилось цивилизованное отношение к частной собственности, иначе думают лишь 15%, а 20% считают, что отношение к частной собственности в обществе отчасти цивилизованное, отчасти нет. Средний балл оценок развития цивилизованного отношения общества к частной собственности, по данным этого исследования, составляет 3,08 из 7 возможных, ещё ниже оказался интегральный показатель оценок предпринимателями уровня защищенности частной собственности законом — 2,94 балла из 7 возможных.** В качестве отдельной важной проблемы авторы выделяют задачу правоприменения. Они предлагают ввести в научный и практический юридический словарь новое понятие «комфортного законодательства», подразумевая под этим такой «нормативный материал, который не создает сложностей в поиске необходимого правила, уяснения его смысла и применения на практике». В целом идея рассматривать законодательство с точки зрения интересов тех, кто должен его выполнять, как помощника в решении трудных и спорных ситуаций, а не карательного инструмента, представляется очень плодотворной.
Авторы проекта предлагают определить в законодательном порядке способы и пределы воздействия государства на экономику. Необходимость этого объясняется ростом глобализации и требованиями ВТО. То, что такой призыв найдет отклик у законодателей и юристов, кажется мне не очень вероятным, но даже если и так, в нынешних условиях довольно быстро изменяющихся взаимоотношений государства и экономики в период экономического кризиса как в России, так и в Европе, определять такие взаимоотношения законодательно кажется довольно рискованным. Отношение населения к границам влияния государства на частный бизнес также довольно неоднозначно. По данным исследования Ценностей Института философии РАН (Н.И.Лапин), проведенного ЦЕССИ в 2006 году, 49% считают, что государство должно активно влиять на деятельность частного сектора, 17% — что государство не должно этого делать, а более трети россиян не смогли до сих пор сформировать определенного мнения по этому вопросу (34%).
Авторы приводят развернутый анализ опыта разных стран ЕС по поддержке малых и средних предприятий в 80х 2000х годах и делают вывод о том, что законодательство о МСБ развивалось в ЕС в направлении создания благоприятного правого режима для малого и среднего бизнеса, отмечается также высокая интенсивность принимаемых мер. Однако авторам приходится констатировать, что введение законодательных и финансовых льгот само по себе не смогло обеспечить в Европе условий для долговременного развития и роста малого и среднего бизнеса. В проекте затрагивается еще одна проблема — правовое регулирование инноваций. Говорится о том, что законодательство в отношении инноваций на федеральном уровне отсутствует, как отсутствует и четкое понимание самого термина «инновации» в юридическом смысле. Авторы стараются обосновать необходимость принятия такого федерального закона, чтобы определить круг субъектов инновационной деятельности, круг лиц, которым оказывается государственная поддержка и т.п. Будет ли принятие такого закона отвечать концепции «комфортного законодательства», введенного авторами в их работе ранее, судить трудно, аргументов за и против не приводится. В последней части своей работы авторы приводят анализ интервью, которые были проведены с потребителями. В выводах этой части исследования констатируется также, что информацию о законодательстве эксперты получают из сети Интернет, что половине экспертов в законах «все понятно», а другой половине, включающей профессионального юриста, смысл закона понятен лишь отчасти. В проекте делается вывод о положительном отношении потребителей к частному предпринимательству. По данным многочисленных исследований, этот вопрос в России до сих пор далеко неоднозначен, отношение населения к предпринимательству сложное, хотя намечаются в этом отношении положительные тенденции — все больше людей хотели бы работать на себя, считают такой способ организации занятости наиболее привлекательным, — отношение к предпринимательству как социальному феномену в целом и к классу предпринимателей в частности у населения становится всё более положительным. Например, по данным исследования Института общественного проектирования «Социальная стратификация современного российского общества» более половины населения страны считают, что переход к рыночной экономике был необходим. При этом к крупным предпринимателям положительно относятся более 60% населения, а доля тех, кто поддерживает малый и средний бизнес еще выше — почти 80%, хотя не исключено, что в условиях кризиса настроения россиян по этим вопросам могут подвергаться изменениям. Сама тема отношения россиян к частному предпринимательству, информированности о законах и их понимания является сегодня в России чрезвычайно актуальной, и в этом направлении нужно еще многое сделать. В третьем проекте «Малый бизнес и коррупция: перспективы преодоления» задачи ставятся почти столь же масштабные и важные, как и в предыдущем проекте. В частности, авторы проекта хотели получить сведения о типичных ситуациях и обстоятельствах, в которых малый бизнес сталкивается с коррупцией; описать основные экономические и правовые предпосылки коррупции; оценить масштабы распространения этого явления в регионе; определить соотношение между коррупцией, инициированной самим бизнесом, и коррупцией, которая навязывается бизнесу; предложить решения для снижения масштабов коррупции; выявить наиболее предпочтительные способы противодействия коррупции со стороны малого бизнеса региона; оценить степень заинтересованности и готовности малого бизнеса противостоять коррупции. Хотя задача поставлена в количественном плане — оценить масштаб распространения коррупции, определить соотношения между разными видами коррупции и т.д., проект осуществляется качественными методами личных интервью и фокусгрупп. При этом количество проведенных интервью и фокусгрупп вполне позволило авторам углубить наше понимание многих проблем, связанных с коррупцией в бизнесе. Авторы проекта говорят о том, что результатом участия в большинстве коррупционных сделок является не получение взяткодателем неположенных преимуществ или уход от заслуженного наказания, а реализация его законных прав. Это чрезвычайно интересный и важный вывод. Можно только надеяться на то, что этот очень важный вывод будет проверен в дальнейших исследованиях, но сделать это будет непросто. Примерно так же можно отнестись к выводам о том, что инициаторов коррупционных отношений среди представителей МСП значительно меньше, чем тех, кто вступает в коррупционные отношения вынужденно и в результате не приобретает никаких неположенных преимуществ, и что для большинства предпринимателей коррупционные отношения с экономической точки зрения невыгодны и являются дополнительными издержками. Авторы говорят о том, что отношение самих предпринимателей к коррупции не является однозначно отрицательным, и предлагают повысить роль и значимость союзов/ассоциаций предпринимателей в деле повышения антикоррупционного просвещения. Авторы проекта считают, что главные причины, по которым малый бизнес коррумпирует представителей власти, — получение незаконных преимуществ в конкуренции, доступа к дефицитным ресурсам, государственному заказу и уход от наказания за совершенные правонарушения. Приведенные данные говорят о том, что люди скептически относятся к способам защиты своих интересов, лежащим в правовом поле, — например, судам. Все эти идеи, полученные авторами проекта с помощью глубинных интервью и фокусгрупп, могут послужить очень интересным и важным материалом для формулировки гипотез и дальнейшей их проверки на репрезентативной выборке представителей интересующих исследователей групп, и в этом смысле отвечают задачам, которые могут быть решены качественными исследовательскими методами, использованными в этих проектах.