На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Можно отметить положительные стороны увлечения развлекательными компьютерными играми, когда они используются в качестве смены деятельности, для того чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки т. д. При чрезмерном пристрастии подростка к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.
Официально, компьютерная аддиктивность была признана психиатрами в середине девяностых годов ХХ века и введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости.
ГЕЙМЕР- АДДИКТИВНОСТЬ, или зависимость от компьютерных игр, которая в свою очередь делится на On- Line addikction и Off-Line addikcion. Первая из них сетевая и связана с навязчивой идеей игр в Интернете, покупкой скинов, инвентаря в сервисах типа изи дроп, вторая предполагает постоянное использование компьютерных игр без выхода в Интернет. Различие между двумя этими видами зависимости в том, что игра в Интернете всегда предполагает наличие партнёров, то есть общение, соперничество.
Второй случай предполагает соперничество с компьютером, при этом последний выступает в роли игрового партнера.
Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка и компьютера возникают проблемы , связанные прежде всего, с психологическими нагрузками. В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные отношения, не приверженные ни каким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточным для самоутверждения. Проблема компьютерной зависимости - это еще и проблема утраты доверия, он будет стараться избегать повторения негативного опыта, будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.
Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и небезопасен, так как большинство зависимых - это люд плохо адаптирующиеся в социуме. Для подростка важно освоение личностного пространства, он хочет выделиться, заявить о себе. Для самоутверждения ребенку уже не надо демонстрировать силу, выносливость привычными методами. Сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет.
В жизни подростка общение с компьютером становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Из-за этого они могут опаздывать всюду, пропускать занятия в школе. Даже при нарастании проблем в школе или дома они не в состоянии справиться со своим увлечением. Заинтересованность и оживление, блеск в глазах появляются только при затрагивании компьютерной темы. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей оградить общение подростка с компьютером вызывает очень бурную реакцию.
Что показывают компьютерные игры подросткам? Насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм — не умение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание должно сводиться к тому, что компьютер - это только часть жизни. И единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера - это найти возможность показать подростку, что существует масса интересных развлечений, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и тренируют тело, воспитывают волю, создают нормальный эмоциональный фон в реальной жизни.
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков
1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели с ней потом бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей ребенка.
3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.
4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
5. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
- делайте акцент на применении компьютера в своей работе;
- используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве ( компьютерный дизайн, моделирование и прочее) , попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
6. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир.
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.
Автор: Костина Галина Викторовна, МОУ «Турочакская СОШ», заместитель директора по воспитательной работе, Республика Алтай.