Аннотация: в статье рассматривается мотивационная сфера как многоуровневое, многокомпонентное, иерархическое образование, делается теоретический анализ основных компонентов, входящих в мотивационную сферу личности. На основании проведенного эмпирического исследования анализируется структурная организация мотивационной сферы современной российской и белорусской молодежи. Выявлено, что мотивационная сфера белорусских юношей и девушек имеет поддерживающий характер с доминированием мотивов социального статуса и престижа, комфорта, поддержания жизнеобеспечения. Мотивационная сфера молодых россиян отличается импульсивным характером, разрозненностью и противоречивостью ее структурных элементов.
Сегодняшние динамичные процессы, происходящие в общественно-политической, культурной, экономической жизни народов постсоветского пространства привели к существенной трансформации мотивационных оснований личности, например, привели к появлению большого количества демотиваторов украина . К личностным мотивационным основаниям традиционно относят широкий круг психологических феноменов. В качестве основных структурных элементов мотивационной сферы личности выступают потребности, интересы, установки, мотивы, идеалы, ценности, намерения, и многое другое. В едва обозримом потоке исследований элементов мотивационного поля личности, выделим лишь те, которые имеют непосредственное отношение к нашему исследованию.
Понятие мотива в психологии в самом общем виде толкуется как побудительный стимул, связанный с другими компонентами человеческой деятельности, чаще всего с потребностью . Е.П. Ильин выделяет в данном контексте понятие «мотиваторы», считая, что именно их многие ученые называют мотивами. Под «мотиваторами» автор подразумевает мотивационные детерминанты, или своеобразные психологические образования, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком того или иного решения, к которым относят: нравственный контроль, интересы, возможности, состояния личности, усилия, внешние условия, и т.п.
Принято считать, что возникновению того или иного мотива способствует потребность. В психологическом словаре потребность толкуется как форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека . Потребность является наиболее важным психологическим феноменом, связанным с чувством неудовлетворенности человека из-за дефицита чего-то необходимого для его нормального существования. Д.А. Леонтьев определяет потребность как качественно определенную форму отношений субъекта с миром, требующих для своей реализации осуществление субъектом определенной деятельности .
Потребности имеют свойство выстраиваться в определенную иерархию, в которой каждая приобретает свою особую значимость . Человеку свойственно центрироваться на той потребности, которая не удовлетворена, а по мере ее удовлетворения, на передний план выступает другая потребность, требующая настоятельного удовлетворения.
Понятие мотивация еще более противоречивое и широкое, чем понятие «мотив» и «потребность». Мотивация обозначает, с одной стороны систему факторов (потребности, мотивы, ценности, и т.п.), детерминирующих поведение личности. С другой стороны, мотивация рассматривается, как процесс, стимулирующий и поддерживающий поведенческую активность личности .
В целом, в психологии мотивацию определяют как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, как динамический процесс формирования мотива .
Мотивационная сфера, как подсистема личности рассматривается в психологии как многоуровневое, многокомпонентное, иерархизированное образование, находящееся в постоянном движении. Ее наполняют как актуальные установки, желания, потребности и мотивы, человека, так и латентные.
Как видим, мотивационная сфера личности является предметом пристального внимания зарубежных и отечественных специалистов. Разрабатываются понятия, включающиеся в мотивационное поле личности, такие как потребность, мотив, мотивация, и т.п. Кроме этого, к настоящему времени хорошо изучены вопросы специфики мотивационной сферы личности в зависимости от возраста, пола, профессиональных предпочтений. В научной литературе выделены критерии дифференциации и описаны варианты индивидуальных различий мотивационной сферы личности; изучается влияние мотивационной сферы на осложненные формы поведения личности. Проводятся исследования мотивации в рамках изучения этнического самосознания личности. Обнаружены исследования, в которых отражены национально-этнические аспекты мотивов учебной деятельности; исследуется согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности при приобщении к иной социокультурной среде, изучаются особенности мотивации учения иностранных студентов, и многое другое.
Вместе с тем, слабо разработана проблема специфики мотивационной сферы различных этнических групп, ее отличительных особенностей. Не обнаружено исследований, посвященных сравнительному анализу мотивационной сферы народов постсоветского пространства, в частности, белорусов и россиян, проживающих сегодня в различных социально-экономических условиях. Безусловно, внимание специалистов привлекают вопросы преодолевающих стратегий поведения белорусов и россиян , факторов их психологической виктимизации , однако мотивационная сфера двух родственных народов до сих пор остается вне поля глубокого научного осмысления.
Все это и определило цель работы — изучить структурную организацию мотивационной сферы современной российской и белорусской молодежи и сделать сравнительный анализ.
В исследовании приняли участие 206 студентов высших учебных заведений Москвы и Минска. Возраст участников исследования не превышал 25 лет. Выборка была сбалансирована по полу, возрасту, учитывалась специальность. Для исследования мотивационных тенденций современной белорусской и российской молодежи применялась методика измерения мотивационной структуры личности В. Мильмана . Методика позволяет выявить особенности и состояние мотивации (идеальное-реальное) в двух сферах: житейской, и учебной. Для анализа полученных данных использовались математико-статистические методы в пакете программ SATISTICA 8.
На основании проведенного анализа при помощи t-критерия Стьюдента были выявлены значимые различия в двух выборках испытуемых (российской и белорусской молодежи) по некоторым шкалам опросника В.Э. Мильмана. Так, потребность в поддержании жизнеобеспечения как в учебной, так и в житейской сферах, не находит своего удовлетворения в белорусской выборке молодежи, в отличие от россиян (р=0,01) «Мотивация поддержания жизнеобеспечения отражает заботу субъекта о насущных условиях существования, стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами жизни» . К данной потребности относят некоторые телесные нужды, нужду в пище, в приобретениях, это и потребление условий комфорта, предметов роскоши, и т.п. Причем, в женской выборке данное стремление (идеальное состояние мотива) выражено в большей степени, чем в мужской (р=0,007).
Кроме этого, было выявлено, что белорусы в большей степени, чем россияне стремятся к реализации своего социального статуса (р=0,000). Статусно-престижная мотивация, по В.Э. Мильману, представляет собой мотивы поддержания жизнеобеспечения и комфорта в социальной сфере. «В ней отражается стремление субъекта получать внимание окружающих, престиж, положение в обществе, влияние и власть. Данная мотивация включает такие мотивы, как: внимание, уважение, честолюбие, доминирование» . При этом, у белорусских девушек статусно-престижные стремления выражены в большей степени, чем у белорусских юношей, как по реальному, так и по идеальному состоянию данного мотива. Так, достоверные различия по t-критерию Стьюдента на уровне значимости р=0,05 получены по идеальному состоянию мотива статуса и престижа между мужской и женской выборкой испытуемых белорусов. Уровень значимости реального состояния данного мотива равен р=0,000. Это говорит о том, что белорусские девушки недовольны своим социальным статусом и стремятся к его реализации. С одной стороны, это способствует личностному росту и развитию девушек через получение образования, повышение своей квалификации, и т.п. С другой — статусно-престижная мотивация может привести к явному доминированию девушек с одновременным подавлением близких им людей. Как пишет автор-разработчик данной методики «в своей исходной основе престижно-статусная мотивация направлена на получение и присвоение субъектом определенных социальных ценностей, часто за счет других субъектов» .
Мотивация общей активности, которая отражает энергичность, стремление человека приложить свою энергию и умения в той или иной сфере деятельности, включающая в себя такие мотивы как: собственно активность, выносливость, упорство, возможно, противодействие в большей степени выражена в группе российской молодежи (р=0,018), при этом одинаково, как в женской, так и в мужской выборке. Это идеальное состояние мотива, т.е. выраженное стремление, побуждение к общей активности, которая не всегда может быть реализована в жизни. Вместе с тем, возможность реализации своей потребности в активности (реальное состояние мотива) в большей степени выражено в группе белорусов (р=0,031). В мотивации общей активности, по В.Э. Мильману, отражается «стремление субъекта высвободить, отдать свои физические и сущностные силы» , и белорусской молодежи реализовать это удается в большей степени, чем российской.
Мотивация творческой активности характеризует стремления человека использовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие результаты, и включает в себя: созидание, достижение, понимание, познание . Идеальное и реальное состояния данного мотива в житейской сфере в белорусской выборке значительно ниже, чем в российской (р=0,014). Российская молодежь стремится в большей степени, чем белорусская реализовать свою активность и получать творческие результаты также и в учебной сфере (р=0,05). При этом, данный мотив является одинаково значим, как для российских юношей, так и для девушек.
«Мотивация принести общественную пользу является высшим стремлением в человеке»17, если при этом достигаются творческие результаты. Данный высший тип мотивации в большей степени характерен для российской молодежи, в отличие от белорусской (р=0,007), причем по реальному состоянию этого мотива. То есть российская молодежь считает, что вполне реализует свои способности и возможности на пользу обществу. При этом, у российских девушек мотивация полезности и значимости своей деятельности выражена сильнее, чем у российских юношей (р=0,003).
По реальному и идеальному состоянию мотива комфорта и безопасности значимых различий между выборками белорусов и россиян не обнаружено. И тем и другим чрезвычайно важна мотивация комфорта и безопасности. Она занимает доминирующее положение во всей иерархии мотивов белорусской и российской молодежи. Причем, идеальное состояние данного мотива значимо превосходит реальное (р=0,05). То есть как российская, так и белорусская молодежь расценивают данный мотив не вполне удовлетворенным в настоящий момент времени.
Таким образом, проведенное исследование мотивационной структуры личности молодых белорусов и россиян позволило нам выявить значимые различия в степени выраженности основных структурных элементов их мотивационной сферы. Так, белорусской молодежи свойственны мотивы поддержания жизнеобеспечения, материального достатка и благополучия как в житейской так и в учебной сферах. Этот мотив в их мотивационной структуре является доминирующим, наряду с мотивом комфорта и безопасности. На втором месте по степени значимости для белорусской молодежи стоит мотив социального статуса и престижа в житейской сфере, который является не достаточно реализованным. Третье место в иерархии мотивов белорусской молодежи занимает мотив творческой активности. Далее, идет мотив, связанный с общей активностью, и последнее место занимает мотивация принести общественную пользу.
Иерархия мотивов российской молодежи отличается от иерархии мотивации белорусов. На первом месте по степени значимости для молодых россиян стоят мотивы комфорта и безопасности, а также возможность реализовать свою творческую активность в деятельности. Причем, мотивация к творческой активности в деятельности, явно доминирует как в житейской, так и в учебной сферах россиян. Второе место в иерархии мотивов занимает мотивация общей активности в житейской и учебной сферах и мотивация поддержания жизнеобеспечения в учебной сфере. Затем идут мотивы полезности и значимости своей деятельности. Замыкает иерархию мотивов, мотив поддержания жизнеобеспечения в житейской сфере и стремление к социальному статусу и престижу.
Как видим, структура мотивации молодых белорусов и россиян имеет сходства и различия. Объединяющим мотивационным фактором для обеих выборок является стремление к комфорту и безопасности. По мнению В.Э. Мильмана, мотивы комфорта и безопасности являются продолжением мотивации поддержания жизнеобеспечения. Однако, это в большей степени свойственно молодым белорусам, в отличие от россиян.
Остальные группы мотивов в мотивационной структуре личности белорусов и россиян проявляются по-разному, и выстраиваются в различные иерархии. Мотивационная сфера белорусских юношей и девушек имеет поддерживающий характер с доминированием мотивов комфорта, поддержания жизнеобеспечения и социального статуса. Мотивационная сфера молодых россиян отличается импульсивным характером, разрозненностью и противоречивостью ее структурных элементов. Российские юноши и девушки стремятся к комфорту и безопасности, вместе с тем им характерно стремление к реализации своей творческой и общей активности в деятельности. У них выражено стремление приносить общественную пользу с одновременным стремлением к поддержанию жизнеобеспечения.
Возможно, выявленные противоречия определяются внешними факторами. Однако данная гипотеза требует дальнейшего подтверждения. Мы можем лишь сослаться на массовые психодиагностические исследования группы ученых под руководством В.Э. Мильмана, проводимые на российской выборке с начала 80-х годов по настоящее время. Данные исследования со всей очевидностью демонстрируют трансформационные изменения в мотивационной сфере российской молодежи. Было выявлено значительное снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности сегодняшних россиян по сравнению с россиянами 80-х годов. Произошло перераспределение мотивов в сторону потребительной ориентации18. Подобных исследований с участием белорусской молодежи в научной литературе не обнаружено.
Проведенный нами анализ является лишь первым этапом дальнейшей разработки проблемы мотивации на материале различных этнических групп.
Список литературы:
- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. T. 13. № 2. С. 107-117.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб: Питер, 2009. 352 с.
- Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста. Структура. Диагностика. Развитие. Теоретическое, экспериментальное и прикладное исследование диалектики созидания и потребления: монография / В.Э. Мильман. М.: Мирея и Ко, 2005. 166 с.
- Одинцова М.А. Семенова Е.М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 75-81.
- Одинцова М.А. Субъективные и объективные факторы виктимизации россиян и белорусов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. № 1. URL: http://psystudy.ru References (transliteration):
Автор: Н.Ю. Чернобровкина