Совершенствование деятельности управления системой образования на муниципальном уровне как необходимый этап реформирования образования

В условиях реформирования образования назрела и реформа муниципальных систем управления образованием, так как усложняются задачи и функции управленческих кадров, возрастают требования к их профессиональной компетенции. Еще недавно управление образованием считалось отраслью только педагогики. В настоящее время происходит уклон в сторону менеджмента, тем самым обеспечивается более специализированное образование руководителей, что позволяет рассматривать обучение руководителей школ и специалистов управлений в качестве механизма изменения системы образования.

Управление муниципальной системой образования и муниципальные образовательные учреждения необходимо относить сегодня к сфере менеджмента, а не только педагогики. Для решения задач реформирования специалисту управления образования и руководителю образовательного учреждения нужно, прежде всего, быть менеджером и уметь кратчайшим путем за минимальные деньги достигать поставленных целей. Профессиональная подготовка специалистов и руководителей становится важнейшим механизмом реформирования системы образования.

По моему мнению, для этого нужно использовать и профессиональную подготовку кадров, и повышение квалификации руководителей, и адаптацию действующих работников к переменам, и обучение руководителей новым технологиям (программно-целевому, стратегическому управлению).

Основным механизмом внесения руководителем изменений в деятельность своей организации является совокупное предъявление новых требований к результату, обеспечение выполнения требований ресурсами и критериями оценки изменений.

Обеспеченность ресурсами можно свести к трем основным типам: человеческим, финансовым и организационно-нормативным. Тем самым обеспечение любого субъекта реформирования такими механизмами и позволяет реально управлять изменениями.

Проблема муниципальных органов управления образованием в том, что они по-прежнему управляют не муниципальной образовательной системой, а образовательными учреждениями.

Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.

Внутреннее строение управляющей системы не соотносится с новыми целями, стоящими перед муниципальной образовательной системой, что не обеспечивает реализацию социальной функции образования. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в реализации муниципального управления образованием на принципиально новых подходах, заключающихся в разработке современных моделей и методов управления, соответствующих муниципальной системе образования и сложившейся практикой муниципального управления.

По закону у нас граждане имеют право на выбор образовательного учреждения, образовательной программы, формы ее освоения. И этот выбор должен обеспечиваться на муниципальном уровне. Именно управленцы этого уровня могут знать полный спектр образовательных потребностей территории и оформлять внятно то, что можно назвать социальным заказом. И одновременно с этим в соответствии с логикой развития своей территории обеспечить удовлетворение потребностей своей территории в образовании.

Муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения практически не подчинены друг другу, и нет сегодня механизмов управления, механизмов согласования целей, процесс управления идет как естественный, сам собой.

В большинстве своем специалисты муниципальных систем управления образования не имеют уровня образования или переквалификации по направлению менеджмент, то есть нет квалифицированных менеджеров, а есть педагоги, психологи и т. д.

Между тем управление образованием предопределяет будущее образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Повышение эффективности муниципального управления образованием обеспечивается созданием положительной мотивации у специалистов управления системой образования через повышение профессионально-управленческой квалификации.

По моему мнению, в управлении муниципальной системой образования необходимо активизировать процессы, стимулирующие повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих кадров в институте переподготовки для решения задач развития инновационных процессов в системе образования

Для этого необходимо:

  • разработать и реализовать план проведения мероприятий по повышению квалификации для руководителей образовательных учреждений и специалистов управления системой образования, такие как: семинар-практикум, обучающий семинар, курсы повышения квалификации и т.д.;
  • необходимо внести дополнения в должностные инструкции специалистов управления системой образования с указанием того, что постоянное повышение квалификации, уровня деловой компетентности является прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста управления муниципальной системой образования;
  • должностные перемещения кадров, размер заработной платы должны быть связаны с результатами обучения, практического использования полученных знаний.

Важнейшим направлением подготовки, совершенствования деловых качеств руководителей и специалистов системы образования на муниципальном уровне является получение ими профессионального образования в области управления. Ввиду того, что в отрасли обучение управленческих кадров велось традиционно в форме повышения квалификации, в современных условиях является необходимым организовать переподготовку этой категории работников и подготовку специалистов в области управления для сферы образования.

В настоящее время следует более дифференцированно подходить к отбору специалистов для подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения.

Важность имеет и разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для специалистов, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для руководителей (особенно недавно назначенных руководителей образовательных учреждений), не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере государственного и муниципального управления.

Определяя элементы, необходимые для специалистов управления системой образования и руководителей образовательных учреждений, кроме тех, которые они имеют по базовому образованию, следует выделить:

  • практическое и адаптированное знание специфических элементов менеджмента: управление финансами, материальными, людскими, интеллектуальными и временными средствами;
  • широкая профессиональная культура, выходящая за рамки необходимой компетенции;
  • персональное углубление знаний системы всеобщих коммуникаций;
  • компетентность в конкретной сфере деятельности;
  • умение пользоваться всеми ресурсами компьютеризации и современных информационных технологий.

В то же время переобучение специалистов управления системой образования и руководителей образовательных учреждений само по себе не может быть эффективным без системы кадровой работы в целом. Профессиональной подготовке должна предшествовать большая работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности системы образования, которые составляются на основании аттестации работы, и затем уже оценка персонала, причем не формальная, а именно на профессиональную пригодность.

На основе объективного анализа качественного состава кадров, результатов их аттестации целесообразно планировать переподготовку специалистов управления системой образования и руководителей образовательных учреждений района, повышение их квалификации, увязывая эту деятельность с формированием кадрового резерва, с планированием карьерного продвижения, ротацией кадров и повышением индивидуальной оплаты труда. И только по результатам профессиональной оценки определяется необходимая данному специалисту форма обучения: повышение квалификации, переподготовка в случае высокой оценки интеллектуальных и организаторских способностей, а также моральных качеств.

При этом должно учитываться: личные потребности специалистов в профессиональной подготовке; возможное продвижение по службе; потребности органа управления в специалистах того или иного направления.

Прохождение профессиональной подготовки обязательно должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.

Муниципальные образования в настоящее время должны прийти к пониманию того, что самое выгодное вложение – это вложение в подготовку кадров, в то же время не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки специалистов и руководителей возможно лишь при определении принципов и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом муниципального образования.

Предложенные мероприятия дадут муниципальным образованиям вооруженных современными знаниями, соответствующими методиками менеджеров, которые смогут обеспечить эффективную деятельность системы образования, в соответствии с современными требованиями.

Разработка и применение вышеназванных мероприятий потребует от органов управления и руководителей учреждений образования большой гибкости, инновационных форм и методов творческой и управленческой деятельности, при этом даст системе образования на муниципальном уровне: обновление методов, средств управления; создание положительной мотивации у всех участников образования через системы стимулирования и повышения профессионально-управленческой компетенции.

Автор: Задирако Татьяна Викторовна, МБОУ ДОД ДШИ г.Поронайска, директор, Сахалинская область

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: