Социально ориентированная модернизация российского театра как один из эффективных механизмов социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями

Театр - один из самых значимых видов искусства. Он позволяет индивидууму овладеть системой «социальных ролей», устанавливает «социальные стереотипы», материализует общественный смысл социальной значимости личности, является средством социальной адаптации и ориентации. Спектакль - это, своего рода, разновидность «социального эксперимента», который моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца социального общения.

Театр более других видов искусств в наиболее доходчивой форме имитирует межлич­ностные контакты, привлекает людей к соп­реживанию и сотрудничеству, даёт человеку возможность определенным образом нала­дить связи с другой личностью, установить с ней более глубокие, тесные, разнообразные отношения, таким образом поддерживая об­щую целостность социума.

Развивающиеся рыночные механизмы постсоветской эпохи оказали не лучшее вли­яние на деятельность современного русского театра. Рынок, освобождая театр от какой бы то ни было идеологической и экономической зависимости от государства, поставил его в крайне неблагоприятные условия - театраль­ное творчество должно одновременно обла­дать художественными достоинствами и быть при этом прибыльным. Тотальная экономия превратилась в большинстве наших театров в основное «творческое» занятие.

Такое положение вещей уже сейчас при­водит к потере российским театром некото­рых важных его социальных функций. Одной из таких социально-театральных проблем стало то, что современный российский театр совершенно не ориентирован на зрителя с ограниченными физическими возможностя­ми. Нереализованность этих групп населения нашей страны в удовлетворении их культур­ных потребностей в области театра нараста­ет день ото дня. Люди, имеющие те или иные физические, интеллектуальные, социальные особенности исчисляются в России сотнями тысяч. Эти люди часто физически лишены те­атра как социально-культурного института.

Одним из действенных решений этой проблемы может стать модернизация имею­щегося российского театра путем создания системы «социально ориентированных теа­тров».

Понятие «социальный театр» до сих пор не имеет четкого терминологического опре­деления и включает в себя целый ряд крите­риев, отличающих театр «социальный» от те­атра «общедоступного».

Организационных, экономических, со­циальных, технологических условий воз­никновения и существования социального театра множество, но ключевую роль в ре­шении этой проблемы может сыграть именно организационно-технологическая модер­низация.

Социально ориентированный театр дол­жен создаваться (видоизменяться) таким об­разом, чтобы максимально учитывать осо­бенности и нужды зрителя с ограниченными физическими возможностями, т.е. необходи­ма комплексная социально ориентированная модернизация театральных зданий, их при­легающих территорий, а также корректиров­ка организационной структуры социального театра.

Тротуары и скверы вокруг социально­го театра должны быть оборудованы безбор­дюрными проходами-проездами, удобными для людей на инвалидных колясках, с косты­лями, тростями и т.д. В зависимости от кон­структивных особенностей самого театраль­ного здания необходимостью могут стать специальные подъемники или эскалаторы для людей с ограниченными движенческими возможностями, а так же произведена установка парапета.

Вдоль тротуаров, ведущих к театру, должны быть установлены специальные све­товые дорожки (например, вмонтированные в асфальт), позволяющие слабовидящим лю­дям свободнее ориентироваться возле театра. Подходы к театру должны быть оборудованы металлическими поручнями, позволяющи­ми слабовидящим людям безопасно попадать в здание театра. Необходимо использование специальных систем звуковой сигнализации для слабовидящих и слабослышащих зрите­лей (зуммеры, автоматические аудио инфор­маторы).

Внутреннее оборудование театрального здания (буфеты, туалеты, гардеробы) долж­но иметь системы дублирующей звуковой и световой сигнализации, предназначенной для людей с ограничениями по слуху или зре­нию. Все важные информационные надписи и стенды должны быть укрупнены, специально подсвечены, а в случае необходимости снаб­жены информацией по Брайлю или озвуче­ны аудиогидами.

Буфеты, санитарные узлы, гардеробы, зрительный зал должны быть оборудованы специальными местами для людей с ограни­ченными движенческими возможностями (низкие столешницы буфетных стоек, зани­женные окна гардеробных парапетов, буфет­ные столики с центральными ножками, рас­ширенные туалетные кабинки с поручнями, специальные зрительские площадки для ин­валидных колясок в залах и т.д.).

Холлы, гардеробы, зрительный зал долж­ны быть оборудованы широкими безлестнич­ными проходами с направляющими поручня­ми, системой аудиогидов, а также системами светового информирования.

В зрительном зале необходимо примене­ние телекоммуникационных систем сурдопе­ревода или экранов типа «бегущая строка», а также предоставление специализированных мест, снабженных слуховыми аппаратами или специальными аудио - тактильными при­борами для полностью глухих зрителей.

Особо важным вопросом оснащения со­циального театра является корректировка си­стемы противопожарной безопасности - это более широкие безлестничные пожарные вы­ходы, дублирующая (звуковая и световая) по­жарная сигнализация, обязательное примене­ние автоматических систем пожаротушения, информационные стенды с правилами проти­вопожарной безопасности и эвакуационные схемы должны быть продублированы план­шетами по Брайлю и звуковыми информато­рами.

В организационной структуре театра должны быть предусмотрены дополнитель­ные вакансии для поводырей, гидов, адми­нистраторов зрительного зала, специальных гардеробщиков (возможным вариантом ре­шения этого вопроса может стать создание специальной волонтерской службы). Также важной организационной составляющей со­циального театра должен стать медицинский пункт театра (наличие фельдшера или вра­ча в условиях скопления людей с нарушени­ями физических функций является жизнен­ной необходимостью).

В постановочной политике социально­го театра крайне необходимым становит­ся создание специальных полномасштабных спектаклей для людей с ограниченными воз­можностями или синтетических спектаклей, адаптированных как для восприятия специ­фическими категориями зрителей, так и учи­тывающих интересы простого зрителя. По­становка таких уникальных синтетических спектаклей несет в себе еще одну очень важ­ную социальную составляющую: это попытка объединить в одном зрительном зале людей, относящихся к разным социальным группам, людей с разными физическими возможностя­ми, попытка понять сложные жизненные реа­лии людей, в основном изолированных от активной общественной и культурной жизни.

Вышеописанные технологические и ор­ганизационные решения - это одни из самых доступных и эффективных способов соци­ально ориентированной модернизации теа­трального дела в России. Это верные шаги на нелегком пути решения сложной, а главное социально значимой задачи - создания тако­го театра, который смог бы, пусть немного, но все же уменьшить пропасть между общедо­ступным театром и зрителем, отличающимся от большинства.

Автор: Ушаков А.Л., к.м.н., доцент кафедры РиАМ Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий г. Тюмень

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: