Театр - один из самых значимых видов искусства. Он позволяет индивидууму овладеть системой «социальных ролей», устанавливает «социальные стереотипы», материализует общественный смысл социальной значимости личности, является средством социальной адаптации и ориентации. Спектакль - это, своего рода, разновидность «социального эксперимента», который моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца социального общения.
Театр более других видов искусств в наиболее доходчивой форме имитирует межличностные контакты, привлекает людей к сопреживанию и сотрудничеству, даёт человеку возможность определенным образом наладить связи с другой личностью, установить с ней более глубокие, тесные, разнообразные отношения, таким образом поддерживая общую целостность социума.
Развивающиеся рыночные механизмы постсоветской эпохи оказали не лучшее влияние на деятельность современного русского театра. Рынок, освобождая театр от какой бы то ни было идеологической и экономической зависимости от государства, поставил его в крайне неблагоприятные условия - театральное творчество должно одновременно обладать художественными достоинствами и быть при этом прибыльным. Тотальная экономия превратилась в большинстве наших театров в основное «творческое» занятие.
Такое положение вещей уже сейчас приводит к потере российским театром некоторых важных его социальных функций. Одной из таких социально-театральных проблем стало то, что современный российский театр совершенно не ориентирован на зрителя с ограниченными физическими возможностями. Нереализованность этих групп населения нашей страны в удовлетворении их культурных потребностей в области театра нарастает день ото дня. Люди, имеющие те или иные физические, интеллектуальные, социальные особенности исчисляются в России сотнями тысяч. Эти люди часто физически лишены театра как социально-культурного института.
Одним из действенных решений этой проблемы может стать модернизация имеющегося российского театра путем создания системы «социально ориентированных театров».
Понятие «социальный театр» до сих пор не имеет четкого терминологического определения и включает в себя целый ряд критериев, отличающих театр «социальный» от театра «общедоступного».
Организационных, экономических, социальных, технологических условий возникновения и существования социального театра множество, но ключевую роль в решении этой проблемы может сыграть именно организационно-технологическая модернизация.
Социально ориентированный театр должен создаваться (видоизменяться) таким образом, чтобы максимально учитывать особенности и нужды зрителя с ограниченными физическими возможностями, т.е. необходима комплексная социально ориентированная модернизация театральных зданий, их прилегающих территорий, а также корректировка организационной структуры социального театра.
Тротуары и скверы вокруг социального театра должны быть оборудованы безбордюрными проходами-проездами, удобными для людей на инвалидных колясках, с костылями, тростями и т.д. В зависимости от конструктивных особенностей самого театрального здания необходимостью могут стать специальные подъемники или эскалаторы для людей с ограниченными движенческими возможностями, а так же произведена установка парапета.
Вдоль тротуаров, ведущих к театру, должны быть установлены специальные световые дорожки (например, вмонтированные в асфальт), позволяющие слабовидящим людям свободнее ориентироваться возле театра. Подходы к театру должны быть оборудованы металлическими поручнями, позволяющими слабовидящим людям безопасно попадать в здание театра. Необходимо использование специальных систем звуковой сигнализации для слабовидящих и слабослышащих зрителей (зуммеры, автоматические аудио информаторы).
Внутреннее оборудование театрального здания (буфеты, туалеты, гардеробы) должно иметь системы дублирующей звуковой и световой сигнализации, предназначенной для людей с ограничениями по слуху или зрению. Все важные информационные надписи и стенды должны быть укрупнены, специально подсвечены, а в случае необходимости снабжены информацией по Брайлю или озвучены аудиогидами.
Буфеты, санитарные узлы, гардеробы, зрительный зал должны быть оборудованы специальными местами для людей с ограниченными движенческими возможностями (низкие столешницы буфетных стоек, заниженные окна гардеробных парапетов, буфетные столики с центральными ножками, расширенные туалетные кабинки с поручнями, специальные зрительские площадки для инвалидных колясок в залах и т.д.).
Холлы, гардеробы, зрительный зал должны быть оборудованы широкими безлестничными проходами с направляющими поручнями, системой аудиогидов, а также системами светового информирования.
В зрительном зале необходимо применение телекоммуникационных систем сурдоперевода или экранов типа «бегущая строка», а также предоставление специализированных мест, снабженных слуховыми аппаратами или специальными аудио - тактильными приборами для полностью глухих зрителей.
Особо важным вопросом оснащения социального театра является корректировка системы противопожарной безопасности - это более широкие безлестничные пожарные выходы, дублирующая (звуковая и световая) пожарная сигнализация, обязательное применение автоматических систем пожаротушения, информационные стенды с правилами противопожарной безопасности и эвакуационные схемы должны быть продублированы планшетами по Брайлю и звуковыми информаторами.
В организационной структуре театра должны быть предусмотрены дополнительные вакансии для поводырей, гидов, администраторов зрительного зала, специальных гардеробщиков (возможным вариантом решения этого вопроса может стать создание специальной волонтерской службы). Также важной организационной составляющей социального театра должен стать медицинский пункт театра (наличие фельдшера или врача в условиях скопления людей с нарушениями физических функций является жизненной необходимостью).
В постановочной политике социального театра крайне необходимым становится создание специальных полномасштабных спектаклей для людей с ограниченными возможностями или синтетических спектаклей, адаптированных как для восприятия специфическими категориями зрителей, так и учитывающих интересы простого зрителя. Постановка таких уникальных синтетических спектаклей несет в себе еще одну очень важную социальную составляющую: это попытка объединить в одном зрительном зале людей, относящихся к разным социальным группам, людей с разными физическими возможностями, попытка понять сложные жизненные реалии людей, в основном изолированных от активной общественной и культурной жизни.
Вышеописанные технологические и организационные решения - это одни из самых доступных и эффективных способов социально ориентированной модернизации театрального дела в России. Это верные шаги на нелегком пути решения сложной, а главное социально значимой задачи - создания такого театра, который смог бы, пусть немного, но все же уменьшить пропасть между общедоступным театром и зрителем, отличающимся от большинства.
Автор: Ушаков А.Л., к.м.н., доцент кафедры РиАМ Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий г. Тюмень