Мода как средство самотождественности личности

Мода - это неоднозначный и любопытный социально - психологический феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. Сегодня мода во многом определяет мировоззрение современного человека, так как в ней воплощается стремление личности быть как все и одновременно сохранить и предъявить свою уникальность. Одновременно, мода может являться способом достижения человеком равновесия его возможностей и требований социальной среды в жизни и деятельности. Необходимость такого равновесия обусловлена неустойчивостью и подвижностью социального положения личности в обществе. В таком случае мода становится важным средством самотождественности личности.

Моду, как социально - психологический феномен в своих работах исследовании такие ученые как Г. Зиммель, А.Б. Гофман, М.И. Килошенко, П.М. Китаев, С.Т. Посохова, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкий.

Таким образом, исследование психологического механизма моды является актуальной и значимой проблемой, как для психологической науки, так и для общества в целом. А в соответствии с указанной актуальностью гипотезы нашего исследования можно обозначить предположение, что мода является внешней формой позволяющей индивиду продемонстрировать свое внутреннее «Я», с целью самотождественности личности.

Целью исследования в данной статье является изучение влияния моды на личность. Объект исследования данной статьи: мода как психологический механизм. Предмет исследования данной статьи: мода как средство самотождественности личности.

Анализ социально - психологических исследований моды, проведенный на сайте seenroutine и описанный М.И. Килошенко показывает, что мода рассматривается как один из психологических способов воздействия в процессе общения; как специфический способ межличностной коммуникации, как особый способ, образ, мера обработки социальной информации [3]. В исследованиях Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Поршнева выделяется эмоционально -регулятивный аспект моды, представляющий моду как средство эмоциональной разрядки, освобождения от повторяющихся, утомляюще однообразных впечатлений [3, с 41; 4]. В отдельных исследованиях моды специально выделяется ее возможность выполнять психотерапевтические функции [1; 2]. Так, мода может способствовать сокрытию личностью своих особенностей, когда это будет необходимо, так как следование тенденциям поведения большинства позволяет обезличиться и скрыться.

Мода акцентирует внимание на самовыражении и самолюбии как проявлениях индивидуальности. Вопрос о самовыражении личности посредством моды всегда актуален, так как является принципиальным не только для выяснения способов проявления своего

«Я», но и раскрывает одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности. А в процессе своего взросления у человека постоянно появляются стимулы, с которыми ему приходится себя ассоциировать и определяться как личность: пол, гендер, национальность, принадлежность к различным социальным группам и т.д. То есть каждый из нас вынужден вновь и вновь заново проживать сравнение себя с кем - то или чем - то и в итоге признавать, что я неизменен. Именно этот процесс сохранения идентичности либо саму эту идентичность ученые понимают как самотождественность [5].
Учитывая все вышеописанные теоретические изыскания для исследования моды как средства самотождественности личности, в работе использовались такой инструментарий: авторская анкета, Методика Будасси исследования Я - концепции и Опросник «Оценочно -содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А Лабунской, Е.В Белугиной.

Для проведения данного исследования было проведено тестирование и анкетирование 61 женщины, возрастом от 20 до 44 лет. Опрошенные женщины в целом отнеслись к исследованию с интересом. Все участницы исследования, которые ответили положительно на первые 3 вопроса предложенной им анкеты, были включенные в группу «модные», а остальные участницы - «немодные».

Эмпирическое исследование и обработка полученных результатов позволили выяснить, что в составленных двух группах имеются существенные отличия в психологических характеристиках. В частности по результатам сравнения выборки «модные» и «немодные» с помощью критерия Пирсона на уровне значимости р<0,01 обнаружено, что группа «модных» оценивает свое лицо как более привлекательное и красивое, чем представители группа «немодных». И на том же уровне значимости обладает более интегрированной структурой личности по Методике Будасси исследования Я - концепции и относятся к своему «Я» более положительно (больше «за», чем «против»), чем в группе «немодных», то есть обладают более высоким уровнем самотождественности.

Таким образом, гипотеза данного исследования была подтверждена, и мода является внешней формой позволяющей индивиду продемонстрировать свое внутреннее «Я», с целью самотождественности личности.

Список использованной литературы:

  1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - М.: МГУ, 1987. - 304 с.
  2. Калинина Н.В. Мода в контексте адаптационных ресурсов личности современной молодежи [Электронный ресурс] // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №2. - C.60 - 64. // Научная электронная библиотека «Киберленинка» - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru / article / n / moda - v - kontekste - adaptatsionnyh - resursov - lichnosti - sovremennoy - molodezhi
  3. Килошенко М. И. Психология моды. - СПб.: ОНИКС, 2006. - 320 с.
  4. Парыгин Б. Д. Основы социально - психологической теории. - М: Мысль, 1971. - 351 c.
  5. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 208 c.

Автор: Рязанцева Т.Г., Бакалавр ДонНУ, г.Донецк, ДНР

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: