О полигонных технологиях в управлении перевозочным процессом
Хочу начать с инновационных перемен в основной производственной деятельности Компании - «в перевозках».
В минувшем году нами успешно реализована и внедрена в практику новая модель перевозочного процесса Восточного полигона по территориям Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог с единым диспетчерским центром в городе Иркутске.
За счет удлинения локомотивных плеч обслуживания тягового подвижного состава, вагонных плеч, устранения междорожных стыков увеличилось «полезное» время использования локомотивного парка, что позволило не только оптимизировать рабочий парк локомотивов с высвобождением численности работников занятых в перевозочных видах деятельности, но и улучшить эксплуатационные показатели использования подвижного состава.
Так, в I квартале объем перевозок составил порядка 3 млрд. 703 млн. ткм брутто в среднем в сутки, что выше аналогичного периода 2016 года почти на 9%. Основные качественные показатели использования подвижного состава улучшены и соответствуют периоду прошлого года:
- участковая скорость на Восточном полигоне составила более 43 км/час, что выше показателя прошлого года почти на 1%,
- среднесуточная производительность локомотива рабочего парка – 2 398 тыс. ткм брутто (+2,5% к 2016 году),
- средний вес грузового поезда выполнен на уровне – 3 950 тонн (+1% к уровню прошлого года).
Это позволило снизить рабочий парк локомотивов на 39 локомотивов в среднем в сутки. Аналогичная «полигонная» технология поэтапно будет внедряться на дорогах Европы и Приуралья.
Идет интенсивный поиск оптимальных вариантов организации движения, ведется расчет технико-экономических обоснований, готовится комплексное проектное решение.
Уже на минувшей неделе на Приволжской железной дороге, в Саратове состоялся первый большой обмен мнениями представителей различных департаментов, управлений и филиалов, включая руководителей РЦКУ и начальников железных дорог.
На фоне предстоящих по всей сети дорог подобных технологических перемен работникам финансово-экономического блока предстоит также проделать масштабную работу по вводу новых бюджетных показателей и, прежде всего, бюджета производства, пересмотра существующих, научиться по новому планировать и вести учет в сфере грузовых перевозок. Изменения коснутся большинства филиалов Компании.
Производительность труда в ОАО «РЖД»
Системное повышение производительности труда – стратегическая задача не только нашей Компании, но и задача для Российской Федерации в целом, поставленная Президентом и Правительством страны для всех без исключения отраслей экономики, отдельных коммерческих компаний различного масштаба и предприятий с государственным участием.
Вначале этого года Всемирный банк назвал в виде рекомендации два основных способа стимулирования экономики России, к числу которых отнес: восстановление роста производительности труда и реформы, направленные на развитие человеческого капитала и улучшение доступа к госуслугам. Причем, они невозможны без устойчивого бюджета и эффективного государственного управления.
С момента образования ОАО «Российские железные дороги» производительность труда работников, занятых на перевозочных видах деятельности, повысилась преимущественно экстенсивным методом за счет количественного увеличения факторов производства при практически неизменном техническом потенциале, и только лишь в последние несколько лет мы стали наблюдать устойчивый тренд интенсификации, который обеспечивается техническими и технологическими изменениями в производственном процессе.
Напомню, что согласно майским указам Главы государства (от 07 мая 2012 г.) была поставлена задача повышения производительности труда на 50% к 2018 году.
Наша Компания в этом аспекте работы находится в числе лидирующих в стране, при условии безусловного выполнения темпа роста производительности труда на уровне 105%, в этом году и сохранения этого значения на плановый период 2018 года в сравнении с 2011 годом темп роста производительности труда по Компании возрастет на 50%, что и требуется исполнить.
Достичь таких весьма достойных результатов нам удалось благодаря качественному и плодотворному взаимодействию финансово-экономического и инженерного блоков Компании по мониторингу и контролю реализации различных технологических мероприятий, пересмотру нормативно-технологической документации и выполнению различных программ повышения производительности труда, которые существуют в каждом функциональном филиале и каскадированы на линейные предприятия.
В частности, были определены направления оптимизации численности на основе внедрения новой техники и изменения технологических процессов. Так в Центральной дирекции инфраструктуры - это:
- приведение в соответствии с паспортными данными количество работников, участвующих в обслуживании машин и механизмов;
- внедрение прогрессивных технологий обработки подвижного состава в вагонном комплексе при их следовании по удлиненным гарантийным «плечам» пробега грузовых вагонов с улучшенными характеристиками ручного механизированного инструмента.
Применение таких автоматизированных систем учета, как ЕК АСУИ, где в разделе «формирования производственных заданий» в Управлении пути и механизации удалось установить четкий хронометраж контроля использования рабочего времени, прежде всего, монтеров пути с разграничением полезного и вспомогательного рабочего времени.
И если в начале этой работы мы видели соотношение 51% на 49%, то на начало текущего года оно составило уже 57% на 43%. В Дирекции тяги ключевым направлением является перевод на работу в одно лицо машинистов пассажирских и грузовых поездов с учетом обеспечения гарантированной безопасности движения, а в Дирекции скоростного сообщения и, возможно, в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава в ближайшем будущем (к 2020 году) мы увидим движение скоростных пригородных поездов без машиниста.
Конечно, перспективным аспектом в росте производительности труда и общей производственной эффективности выделяю применение именно «безлюдных технологий».
Наглядный пример – система автоуправления локомотивом на станции Лужская, когда машинист лишь наблюдает за работой техники, и его пребывание сегодня – временное на период адаптации.
Повторюсь, нужно решить стратегическую задачу: запустить беспилотные поезда на Московском Центральном Кольце к 2020-2021 году.
И здесь важна работа с федеральными органами исполнительной власти нашего инженерного корпуса по внесению необходимых изменений в нормативно-правовые документы, где совместными усилиями нам предстоит проделать большой объем работы, который, впрочем, ведется в плановом режиме.
Возвращаясь к рассматриваемой сегодня теме отмечу, что рост производительности труда должен достигаться, прежде всего, за счет внедрения новой техники и прогрессивных технологий, а при подготовке обоснований инвестиционных проектов отражать параметры мероприятий, обеспечивающих снижение трудозатрат производственных процессов.
Об экономике ОАО «РЖД». Работа с издержками.
Минувший год наша Компания завершила с хорошими результатами.
В ближайшее время будет опубликован годовой отчет ОАО «РЖД» за прошлый год, в котором будут представлены основные достижения Компании по различным направлениям деятельности.
Компания целенаправленно реализовывала оптимизационные мероприятия по расходной части бюджета на общую сумму более 60 млрд. руб. от первоначального плана.
Причем, благодаря улучшению работы с ценами поставщиков, значительному объему внедрения конкурентных процедур закупок товаров и услуг, рекомендованных нам федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Поэтому вполне ожидаемым был минимальный рост себестоимости услуг по перевозочным видам деятельности, который в минувшем году составил всего лишь 0,8%, что ниже общей инфляции в стране (7,1%).
И в этом году целый ряд направлений по экономии затрат сориентирован на цифру не менее 50 млрд. руб., и этот показатель тесно увязан с технологическими и техническим мероприятиями на железных дорогах.
В каждом филиале у нас разработана программа повышения эффективности деятельности.
А еще общеизвестно, что при тарификации стоимости железнодорожных перевозок индексация на текущий год включила в себя адресные 2% прироста на специальный перечень инфраструктурных объектов по их капитальному ремонту, а сделано это было по решению Правительства Российской Федерации «при» и «с» участием различных общественных советов в нашей стране, пользующихся нашими услугами (Совет рынка, Совет операторов-владельцев подвижного состава и т.д.).
Понятие эффективности включает в себя не только оптимизацию издержек, но и улучшение качества оказываемых услуг с повышением доходности перевозок.
О росте качества перевозок
Постоянно повышается надежность и скорость сроков доставки.
В минувшем году по сравнению с 2015 годом мы повысили скорость доставки всех отправок почти на 6% до уровня 361 км/сутки!
А уровень надежности доставки возрос до 96% (+3,2% к 2015 году). Идеология нашей работы в этом сегменте: выстраивание взаимоотношений с клиентами и партнерами рынка транспортных услуг на принципах высокого качества предоставляемых услуг, ответственности и взаимных экономических интересов.
О работе с малоинтенсивными линиями
В Компании при оценке эффективности особое значение придается в последние два года малоинтенсивным участкам сети железных дорог, общая протяженность которых превышает 18% от общей эксплуатационной длины.
Другими словами, соотношение между достигнутыми результатами должно иметь положительный финансовый результат.
Такая задача решается с привлечением отраслевой науки, в том числе и работников МИИТа, которые активно нам помогают в этом направлении.
Безусловно, ОАО «РЖД» будет учитывать наработки университета и в дальнейшем!
О непроизводительных потерях
Кроме того, в Компании продолжают работу по искоренению непроизводительных потерь, первоочередно пресекая отказы технических средств и технологические нарушения. Надо отметить, что это нам в определенной степени удалось в минувшем году, где количество поездо -часов задержек по причине отказов технических средств снижены на 10%, а от технологических нарушений - на 60%, иначе говоря, мы избежали условных потерь на сумму почти 4 млрд. руб.
В этом году работа будет продолжена с целевым показателем снижения на 15 %, и уже результаты работы в первом квартале говорят об эффективном движении вперед, избежав по условной оценке свыше 350 млн. руб. дополнительных расходов.
О пассажирских перевозках
Понятие клиентоориентированности, повышения уровня конкурентоспособности железных дорог по сравнению с другими видами транспорта неразрывно связаны с обслуживанием наших пассажиров.
Были востребованы новые услуги, предлагаемые пассажирским комплексом ОАО «РЖД», такие как «Дневной экспресс», двухэтажные вагоны, скоростные поезда «Сапсан», «Алегро», «Стриж» на различных маршрутах в нашей стране и сопредельные страны.
Сегодня пассажиры имеют возможность приобретать билеты на все поезда дальнего следования за 60 суток до отправления, а не за 45, как было ранее. Покупка билетов производится, в том числе через онлайн ресурсы типа https://proizd.ua/ua/, предоставляющие возможность покупки билеты на ЖД поезда
Как встречную позитивную оценку нашего скромного труда мы воспринимаем установление коэффициента 0,01 к тарифам на услуги инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении с полным возмещением потери в доходах ОАО «РЖД» от государственного регулирования тарифов на эти услуги из федерального бюджета до 2030 года.
Внесены также изменения в № 401 Федеральный закон, а именно в главу 21 части второй Налогового кодекса страны, предусматривающей установление льготной налоговой ставки НДС в размере «0» на услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом.
Все эти решения приняты после их обсуждения в министерствах и ведомствах, в обоих палатах сенаторов и депутатов, в Правительстве России и подчеркивают заинтересованность государственной власти в успешном функционировании публичного железнодорожного перевозчика нашей страны – ОАО «РЖД».
О подготовке к мировым спортивным форумам в нашей стране
Кроме того, в рамках подготовки к мировым спортивным мероприятиям ведется подготовка тридцати одного железнодорожного вокзала, которые примут матчи кубка Конфедераций в этом году, а в следующем – участников и болельщиков чемпионата мира по футболу.
В его рамках вокзалы будут реконструированы и адаптированы для маломобильных групп населения, усовершенствованы системы безопасности, все они будут подключены к главному пункту транспортной безопасности - Дирекции железнодорожных вокзалов – филиалу ОАО «РЖД», что позволит проводить оперативный мониторинг в режиме реального времени. Уже сегодня восемнадцать из них соответствуют международным стандартам, на тринадцати ведутся работы.
10 сентября прошлого года было открыто движение по Малому Кольцу Московской дороги, но уже сегодня МЦК демонстрирует показатели своей работы, существенно превышающие самые смелые прогнозы и ожидания!
А с 1 мая в часы «пик» мы намерены сократить интервалы движения до 5 минут, да и в целом для освоения растущего пассажиропотока увеличить составность поездов и длину платформ.
Об инвестициях
Экономика не может существовать без инвестиций.
В этой области нашей деятельности цели и задачи ОАО «РЖД» связаны с экономическим развитием Российской Федерации, перспективами ее промышленного роста и процветания.
Как особенность нашей программы текущего года и прошлых лет отмечу следующее.
Все проекты проходят строгий контроль, технологический и ценовой аудит для эффективной их реализации.
Отнюдь не случайно я подчеркиваю открытость содержания наших капитальных вложений.
Посмотрите на фактические показатели макроэкономики Российской Федерации. Именно используя эти показатели мы стараемся заложить в свои будущие финансовые и инвестиционные планы оптимистические сценарии с опережением среднестатистических данных по стране. Имея на руках разработанные собственными силами стратегические показатели развития холдинга «РЖД», различные адресные программы, принятые к реализации нашими филиалами, такие как Программа инновационного развития, Программа Ресурсосбережения, Программа Безопасности, Энергетическая программа, Экологическая программа, Программа развития IT-технологий, Программа «Бережливое Производство», различные социальные и кадровые программы на среднесрочный период, а также многие иные, хочу заявить, что все они имеют направленность на результат решения общих и единых задач. Кроме того, все они созвучны и выверены с реализацией тех задач, которые ставятся перед гражданским обществом страны Президентом России, а поэтому близки и понятны каждому из нас!
Сегодняшняя открытость ОАО «РЖД», публичность принимаемых важнейших решений для нашего государства как и их последующая реализация - это тоже эффективные меры и критерии оценки служения нашей стране со стороны железнодорожников!
Мне остается пожелать участникам Конференции успешных и плодотворных дискуссий, полезных для дальнейшего применения в производственной практике докладов и, в конечном счете, той экономической безопасности, которая будет в центре внимания сегодняшнего обсуждения.
Список использованной литературы:
- Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rzd.ru.
- СТО РЖД 10.001-2011 «Система управления экономической безопасностью. Общие положения» [Электронный ресурс] − Режим доступа: www.rzd.ru.
Автор: КОСТЕНЕЦ И.А. (ОАО «Российские железные дороги»)