Порядок работы в Совете Федерации установлен статьей 101 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Верхняя палата парламента принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Порядок работы Бундесрата Федеративной Республики Германия установлен статьей 52 Основного закона Федеративной Республики Германия. Бундесрат на один год избирает своего Председателя. Председатель созывает Бундесрат. Бундесрат принимает свой регламент. Его заседания проводятся открыто. По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую Палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. В комитеты Бундесрата могут входить другие члены или уполномоченные правительств земель.
Во исполнение норм Конституции Советом Федерации принят Регламент Совета Федерации, Бундесратом Германии также принят соответствующий Регламент [4].
В Совете Федерации в соответствии с Регламентом действуют следующие органы Совета палаты, комитеты Совета Федерации, Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации. Также в Совете Федерации учреждены следующие должностные лица Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель комитета Совета Федерации, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации, заместитель председателя комитета Совета Федерации, член комитета Совета Федерации.
В Бундесрате в соответствии с Регламентом созданы следующие органы: Президиум, Постоянный консультативный совет, комитеты; и следующие должности: Председатель, заместитель Председателя, Секретарь, председатели комитетов, представители Федерального совета в других органах, секретариат.
Комитеты Совета Федерации образуются из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
В каждом комитете Бундесрата Земли представлены одним членом или иным уполномоченным представителем Правительства земли.
В своем диссертационном исследовании С.М. Ковалев подчеркивает, что комитеты в Бундесрате «формируются таким образом, что каждая земля должна иметь хотя бы одного представителя и один голос в каждом комитете Бундесрата» [1]. При этом чаще всего в наиболее значимых комитетах по иностранным делам и по обороне землю представляет глава исполнительности власти земли. «В других комитетах земли представлены министрами земель, отвечающих за соответствующую отрасль...», однако зачастую «в комитетах трудятся специально уполномоченные эксперты соответствующих министерств» [1].
Для комитетов в Совете Федерации ограничений по представительству субъектов федерации не установлено.
В соответствии с частью 1 ст. 30 Регламента Совета Федерации в Совете Федерации действует несколько комитетов: в том числе Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и другие.
В.Д. Горобец в своём диссертационном исследовании указывает, что «отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из комитетов» [2]. Автор считает нужным добавить, что в отличие от Регламента Бундесрата, Регламент Совета Федерации по крайней мере содержит перечень комитетов.
Регламент же Бундесрата очень скупо ограничивается общими указаниями по поводу комитетов. В соответствии с параграфом 11 Регламента, Бундесрат образует постоянные комитеты. Он может назначить дополнительные комитеты по особым делам. Отдельно в Регламенте Бундесрата описывается учреждение и функционал Постоянного консультативного совета представителей (параграф 9 Регламента Бундесрата).
Однако, и в Регламенте Совета Федерации недостаточно полно прописаны некоторые аспекты работы комитетов, как отмечает в частности В.Д. Горобец [2].
Более подробное описание механизма работы комитетов Совета Федерации и введение нормирования по представительству субъектов федерации в комитетах представляются перспективными направлениями усовершенствования законодательства о Совете Федерации.
Таким образом, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Бундесрате Федеративной Республики Германия созданы схожие внутрипарламентские структуры, основы деятельности которых описаны в Конституции и Основном законе, соответственно, и более подробное описание деятельности которых дано в соответствующих регламентах. Такие вну-трипаламентские структуры способствуют исполнению функций верхних палат парламентов наряду с общей процедурой голосования в палате и позволяют палатам выполнять иные функции кроме законодательной (представительская, внешнеполитическая и другие функции).
Список использованных источников:
- Ковалев С.М. Верхние палаты парламентов федеративных государств: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
- Горобец В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2000.
- Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland vom 11. Juli 2012 // BGBl. - IS. - 1478.
- Geschaftsordnung des Bundesrates: vom 8. Juni 2007 // BGBl. - IS. - 2007.
References:
- Kovalev S.M. Verhnie palaty parlamentov federativnyh gosudarstv: Dis. ... kand. jurid. nauk. - M., 2006.
- Gorobec V.D. Konstitucionno-pravovoj status parlamenta Rossijskoj Federacii: Dis. ... dokt. jurid. nauk. - M., 2000.
- Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland vom 11. Juli 2012 // BGBl. - IS. - 1478.
- Geschaftsordnung des Bundesrates: vom 8. Juni 2007 // BGBl. - IS. - 2007.
Автор: Попова Н.С., Тюменский государственный университет