Актуальность работы обусловлена, во-первых, активным развитием конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок, а во-вторых, снижением доли железнодорожного транспорта на рынке дальних перевозок, но ведь сохранение и развития объемов железнодорожных перевозок – это задача не только повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, но и эффективности экономики в целом [2, 7, 8, 9].
Анализ структуры рынка дальних пассажирских перевозок показал, что за последние 20 лет объемы перевозок сократились более, чем вдвое: максимальный спад наблюдается на внутреннем водном (в 2,4 раза), железнодорожном (в 2,2 раза) и автобусном транспорте, в том числе в переоборудованных микроавтобусах (в 1,7 раз). На воздушном транспорте спад наблюдался до 2000 года, последующие 15 лет характеризуются 5-кратным ростом объёмов воздушных перевозок [10].
Таким образом, наиболее крупными конкурентами в данном сегменте выступают автобусный, железнодорожный и воздушный транспорт. При этом автобусный транспорт лидирует по качеству перевезённых пассажиров, а воздушный - по темпам роста объёмов перевозок.
Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают достоинства и недостатки того или иного вида транспорта. В первую очередь, это касается безопасности, регулярности и стоимости проезда, условий передвижения, затрат времени на доставку пассажиров к месту назначения, в связи с чем в условиях жесткой конкуренции появляется необходимость в постоянном совершенствовании транспортной системы [4, 5, 6].
Факторы, негативно влияющие на конкурентную позицию железнодорожного транспорта:
- С 2007 г. существует крупнейшая сеть региональных аэропортов России – Новапорт, которая и по сей день успешно реализует проекты строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Развитие межрегиональных авиаперевозок создает значительную конкуренцию железным дорогам при перевозках пассажиров.
- Возникновение сети авиакомпаний - лоукостеров. В нашей стране на данный момент выполняет полеты только одна российская авиакомпания-лоукостер – Победа, стоимость ее билетов находится уже на уровне железнодорожных перевозок, а порой и дешевле.
- Стоит отметить, что дальность поездки автобусного транспорта с каждым годом увеличивается, то есть он постепенно вытесняет железнодорожный транспорт, ведь автотранспорт – это самый мобильный вид транспорта: доставку любого груза конечному потребителю, как правило, мы осуществляем именно автомобилем.
- Активное строительство дорожной инфраструктуры (развязок, мостов), которое повлечет за собой разгрузку автомобильных магистралей и позволит намного быстрее добираться до пункта назначения. Также рост доходов населения приводит к увеличению парка частных автомобилей, что снижает спрос на общественный транспорт.
В настоящее время пассажирские перевозки посредством железной дороги в нашей стране по ряду причин являются, как правило, убыточным [3, 6]. Убыточность пассажирских перевозок компенсируется грузовыми, поскольку они занимают около 80 % доходов ОАО «РЖД». И получается, что грузоотправители оплачивают еще и перевозки пассажиров. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед железнодорожниками, является снижение убыточности пассажирских перевозок за счет повышения производительности труда и снижения их себестоимости при условии улучшения организации и функционирования всех подразделений и увеличения доходов железных дорог.
Это даст возможность большому числу пассажиров пользоваться железнодорожным транспортом при достойном качестве перевозок, а железным дорогам обеспечит конкурентоспособное положение на рынке транспортных услуг.
Проанализировав рынок пассажирских перевозок, мы предлагаем следующие решения для увеличения доли пассажирских перевозок железнодорожным транспортом:
- Некоторые отдаленные регионы России не оснащены путями сообщения (например, Камчатка, Чукотка, Магаданская область), поэтому необходимо строить дороги по всему пространству страны, а там, где дороги уже существуют, нужно увеличивать плотность железнодорожной сети. Строительство новых железных дорог – это лучший способ стимулирования спроса на железнодорожные перевозки, поскольку это позволит вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, а также укрепить связность отдельных регионов и страны в целом и повысить благосостояние.
- Развитие высокоскоростных магистралей между главными городскими агломерациями в России. Создание привлекательных условий транспортного обеспечения позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и воздействие транспорта на экологию [11].
- Внедрение новых технических и технологических решений для снижения себестоимости и цены перевозки (например, разработка новых типов подвижного состава, планомерное обновление активов).
- Повышение уровня удовлетворенности клиентов за счет повышения качества пассажирских перевозок при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок.
- Обеспечение справедливой конкуренции между видами транспорта за счет создания равных условий оплаты транспортной инфраструктуры, так как в настоящее время стоимость железнодорожной инфраструктуры полностью оплачивает клиент, а автодорожная фактически на 80-90% финансируется из бюджетных средств, а другие виды транспорта не содержат инфраструктуру в сопоставимых объемах.
- Развитие интермодальных перевозок. В качестве примера можно привести Крым. ОАО «ФПК» выступает перевозчиком по маршруту следования железнодорожным транспортом на участке до Анапы и Краснодара и в обратном направлении. Далее перевозки пассажиров осуществляются автомобильным и водным транспортом через Керченский пролив до городов Крыма.
- Развитие сети двухэтажных поездов, поскольку цены на данный сегмент невысокие и вместимость вагонов значительно выше.
Реализация этих мер позволит не просто увеличить долю железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок, а, в первую очередь, сделать этот рынок более эффективным.
Список использованной литературы:
- Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс: учеб.пособие; в 2 т./ И.П. Киселёв и др; под ред. И.П. Киселёва. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014.
- Кожевников, Р.А. Экономическая безопасность транспортных компаний и
комплексов: [Текст] монография / Под ред. д.э.н., проф. Р.А. Кожевникова. – М.: ВИНИТИ РАН, 2015. – 248 с. - Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Методы управления макроэкономическими рисками стратегического развития транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 8-2 (21). – С. 75-78.
- Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.34-37.
- Соколов Ю.И. Роль железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Под ред. Р.А. Кожевникова и Ю.И. Соколова. Труды международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2016. – с. 212 – 216.
- Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия: монография / Соколов Ю.И. и др.; под ред. Ю.И. Соколова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 320 с.
- Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // Экономика железных дорог. – 2016. – № 9. – С. 49-53.
- Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Межох, З.П. Значение транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, З.П. Межох // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.10-13.
- Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Подготовка специалистов по направлению подготовки «Экономическая безопасность» на кафедре «Финансы и кредит» МИИТ / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Кожевникова Р.А., Соколова Ю.И. – 2016. – С. 61-65.
- В Федеральная служба государственной статистики. В http://fpc.ru – Федеральная пассажирская компания
Авторы: СОЛОВЬЁВА А.С., ПЕТРОСЯН Т.Г. (РУТ (МИИТ)