Анализ рынка пассажирских перевозок и предложения по наращиванию доли железнодорожного транспорта

Актуальность работы обусловлена, во-первых, активным развитием конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок, а во-вторых, снижением доли железнодорожного транспорта на рынке дальних перевозок, но ведь сохранение и развития объемов железнодорожных перевозок – это задача не только повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, но и эффективности экономики в целом [2, 7, 8, 9].

Анализ структуры рынка дальних пассажирских перевозок показал, что за последние 20 лет объемы перевозок сократились более, чем вдвое: максимальный спад наблюдается на внутреннем водном (в 2,4 раза), железнодорожном (в 2,2 раза) и автобусном транспорте, в том числе в переоборудованных микроавтобусах  (в 1,7 раз). На воздушном транспорте спад наблюдался до 2000 года, последующие 15 лет характеризуются 5-кратным ростом объёмов воздушных перевозок [10].

Таким образом, наиболее крупными конкурентами в данном сегменте выступают автобусный, железнодорожный и воздушный транспорт. При этом автобусный транспорт лидирует по качеству перевезённых пассажиров, а воздушный - по темпам роста объёмов перевозок.

Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают достоинства и недостатки того или иного вида транспорта. В первую очередь, это касается безопасности, регулярности и стоимости проезда, условий передвижения, затрат времени на доставку пассажиров к месту назначения, в связи с чем в условиях жесткой конкуренции появляется необходимость в постоянном совершенствовании транспортной системы [4, 5, 6].

Факторы, негативно влияющие на конкурентную позицию железнодорожного транспорта:

  1. С 2007 г. существует крупнейшая сеть региональных аэропортов России – Новапорт, которая и по сей день успешно реализует проекты строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Развитие межрегиональных авиаперевозок создает значительную конкуренцию железным дорогам при перевозках пассажиров.
  2. Возникновение сети авиакомпаний - лоукостеров. В нашей стране на данный момент выполняет полеты только одна российская авиакомпания-лоукостер – Победа, стоимость ее билетов находится уже на уровне железнодорожных перевозок, а порой и дешевле.
  3. Стоит отметить, что дальность поездки автобусного транспорта с каждым годом увеличивается, то есть он постепенно вытесняет железнодорожный транспорт, ведь автотранспорт – это самый мобильный вид транспорта: доставку любого груза конечному потребителю, как правило, мы осуществляем именно автомобилем.
  4. Активное строительство дорожной инфраструктуры (развязок, мостов), которое повлечет за собой разгрузку автомобильных магистралей и позволит намного быстрее добираться до пункта назначения. Также рост доходов населения приводит к увеличению парка частных автомобилей, что снижает спрос на общественный транспорт.

В настоящее время пассажирские перевозки посредством железной дороги в нашей стране по ряду причин являются, как правило, убыточным [3, 6]. Убыточность пассажирских перевозок компенсируется грузовыми, поскольку они занимают около 80 % доходов ОАО «РЖД». И получается, что грузоотправители оплачивают еще и перевозки пассажиров. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед железнодорожниками, является снижение убыточности пассажирских перевозок за счет повышения производительности труда и снижения их себестоимости при условии улучшения организации и функционирования всех подразделений и увеличения доходов железных дорог.

Это даст возможность большому числу пассажиров пользоваться железнодорожным транспортом при достойном качестве перевозок, а железным дорогам обеспечит конкурентоспособное положение на рынке транспортных услуг.

Проанализировав рынок пассажирских перевозок, мы предлагаем следующие решения для увеличения доли пассажирских перевозок железнодорожным транспортом:

  1. Некоторые отдаленные регионы России не оснащены путями сообщения (например, Камчатка, Чукотка, Магаданская область), поэтому необходимо строить дороги по всему пространству страны, а там, где дороги уже существуют, нужно увеличивать плотность железнодорожной сети. Строительство новых железных дорог – это лучший способ стимулирования спроса на железнодорожные перевозки, поскольку это позволит вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, а также укрепить связность отдельных регионов и страны в целом и повысить благосостояние.
  2. Развитие высокоскоростных магистралей между главными городскими агломерациями в России. Создание привлекательных условий транспортного обеспечения позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и воздействие транспорта на экологию [11].
  3. Внедрение новых технических и технологических решений для снижения себестоимости и цены перевозки (например, разработка новых типов подвижного состава, планомерное обновление активов).
  4. Повышение уровня удовлетворенности клиентов за счет повышения качества пассажирских перевозок при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок.
  5. Обеспечение справедливой конкуренции между видами транспорта за счет создания равных условий оплаты транспортной инфраструктуры, так как в настоящее время стоимость железнодорожной инфраструктуры полностью оплачивает клиент, а автодорожная фактически на 80-90% финансируется из бюджетных средств, а другие виды транспорта не содержат инфраструктуру в сопоставимых объемах.
  6. Развитие интермодальных перевозок. В качестве примера можно привести Крым. ОАО «ФПК» выступает перевозчиком по маршруту следования железнодорожным транспортом на участке до Анапы и Краснодара и в обратном направлении. Далее перевозки пассажиров осуществляются автомобильным и водным транспортом через Керченский пролив до городов Крыма.
  7. Развитие сети двухэтажных поездов, поскольку цены на данный сегмент невысокие и вместимость вагонов значительно выше.

Реализация этих мер позволит не просто увеличить долю железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок, а, в первую очередь, сделать этот рынок более эффективным.

Список использованной литературы:

  1. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс: учеб.пособие; в 2 т./ И.П. Киселёв и др; под ред. И.П. Киселёва. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014.
  2. Кожевников, Р.А. Экономическая безопасность транспортных компаний и
    комплексов: [Текст] монография / Под ред. д.э.н., проф. Р.А. Кожевникова. – М.: ВИНИТИ РАН, 2015. – 248 с.
  3. Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Методы управления макроэкономическими рисками стратегического развития транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 8-2 (21). – С. 75-78.
  4. Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.34-37.
  5. Соколов Ю.И. Роль железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Под ред. Р.А. Кожевникова и Ю.И. Соколова. Труды международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2016. – с. 212 – 216.
  6. Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия: монография / Соколов Ю.И. и др.; под ред. Ю.И. Соколова. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. – 320 с.
  7. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // Экономика железных дорог. – 2016. – № 9. – С. 49-53.
  8. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Межох, З.П. Значение транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, З.П. Межох // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.10-13.
  9. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Подготовка специалистов по направлению подготовки «Экономическая безопасность» на кафедре «Финансы и кредит» МИИТ / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Кожевникова Р.А., Соколова Ю.И. – 2016. – С. 61-65.
  10. В Федеральная служба государственной статистики. В http://fpc.ru – Федеральная пассажирская компания

Авторы: СОЛОВЬЁВА А.С., ПЕТРОСЯН Т.Г. (РУТ (МИИТ)

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: