Организационно-кадровое обеспечение криминологических функций в местах лишения свободы

Проблемы организационно-кадрового обеспечения деятельности учреждений исполнения наказаний всегда были предметом пристального внимания специалистов, а сегодня приобрели особую актуальность в связи с преобразованиями в данной сфере. Указывают на структурно-организационные недостатки функционирования УИН, низкий профессиональный, а иногда и моральный, уровень кадрового состава, неадекватный уровень заработной платы и социальной защиты персонала, неудовлетворительные условия труда и снижение его престижности.

Весомый вклад в разработку проблемы организационно-кадрового обеспечения пенитенциарной системы внесли такие ведущие ученые, как В.Б. Аверьянов, А.М. Бандурка, Д.Н. Бахрах, Ю.П. Битяк, И.П. Голосниченко, А.И. Остапенко, В.П. Петков, Е.П. Рябченко, Н.М. Тищенко, В.В. Цветков, В.Н. Шаповал и др. Проблемы правового статуса, социального обеспечения персонала и кадровой политики УИС Украины были предметом исследований Е.Е. Бараша, А.Г. Боднарчука, А.А. Галая, А.Г. Колба и др. Однако отсутствуют комплексные исследования правовых и организационных основ функционирования персонала УИН, направленного на выполнение криминологических задач, несмотря на их важное научное и прикладное значение. В связи с этим существует объективная необходимость научного поиска в данном направлении, обусловившая цель статьи, которая заключается в осуществлении анализа организационно-кадрового обеспечения криминологических функций в местах лишения свободы.

Особенностью современного состояния функционирования персонала учреждений исполнения наказаний, на что указывается в научной литературе, является обострение именно организационных проблем [1]. В современных условиях требования к деятельности и нагрузки на персонал растут, в частности и по причине увеличения количества осужденных, условия труда персонала неудовлетворительные, заработная плата не соответствует вложенному труду и риску для жизни и здоровья, социальная защита не имеет необходимого обеспечения. Указанное значимо влияет на качество их работы не смотря на набор временного персонала на склад.

Реализация криминологических функций в местах лишения свободы в том или ином объеме осуществляется всеми подразделениями и службами, что вызывает необходимость анализа их деятельности, поскольку эти учреждения созданы исключительно для исполнения наказания в виде лишения свободы со всеми его целями. В уголовно-исполнительных учреждениях согласно официальным отчетам, соотношение общего числа персонала к числу осужденных - около 20 %, вместо 33 % предусмотренных законом. В конкретных УИН этот показатель колеблется от 18 % до 26 %. Недокомплект штата отмечается по всем категориям должностей. При сравнении количества утвержденных и предусмотренных штатами УИН должностей отдела социально-психологической службы и оперативного отдела, которые осуществляют преимущественно меры предупредительные некарательные и служб, у которых преобладает карательная направленность проводимых мероприятий (отделы охраны, надзора и безопасности, группа инженерно-технических средств охраны и связи) становится понятным основное направление работы персонала УИН, поскольку последние составляют 85-90 % всего персонала, а штат первой группы - лишь около 8 %. Основным признаком уголовно-исполнительной системы Украины, очевидно и, по мнению большинства специалистов и правозащитников, остается признак карательности.

Основная задача по исправлению осужденных возложена на социальную и психологическую службу УИН, количественный и качественный состав которой имеет прямое влияние на эффективность данного направления работы. Проведенным исследованием установлено соотношение сотрудников данной службы к осужденным как 1:84, но в отдельных УИН количество осужденных доходит до 100 и выше (160 - ИК-53). Большая часть таких сотрудников имеет стаж работы до 3 лет, высшее образование имеют половина сотрудников, из них специальное педагогическое - лишь 40 %. Из 6 учреждений 4 имеют вакансии персонала в данной службе. В состав социально-психологической службы учреждения входит психолог, который согласно своим функциональным обязанностям осуществляет помощь в реализации индивидуальных и групповых программ психокоррекции и педагогического воздействия на осужденных, но согласно штатам - это 1 сотрудник на 300-500 осужденных [2].

Опрос персонала показал, что основными составляющими повышения эффективности деятельности, по их мнению, выступают создание достойных условий труда, улучшение материального обеспечения и социальной защиты, оптимизация социально-психологического микроклимата в коллективе, сотрудничества между службами и подразделениями. Значительная нагрузка основными служебными обязанностями, показатели которой определяют оценку работы, неконкретизированные обязанности, деперсонализация и отсутствие отчетности за осуществление деятельности по предупреждению преступности и преступлений привели к ее ослаблению, недооценке, формальному подходу. Снизился уровень обучения личного состава по вопросам предупреждения преступности и качество исправительного воздействия на осужденных.

Опрос показал, что персонал не активен в общении с осужденными и не проявляет инициативы относительно влияния на них; из-за отстраненности персонала их воспитательное воздействие на осужденных затруднено нежеланием осужденных выполнять законные требования, воспринимать воспитательное воздействие, сотрудничать с администрацией; не достаточно профессионализма для нейтрализации криминальной субкультуры и влияния на криминальных авторитетов; имеет место непонимание между отдельными службами по выполняемым задачам и осуществляемым обязанностям; остро стоят проблемы уровня заработной платы, условий труда, а также соотношения количества персонала и осужденных, что вызывает повышенную физическую и психологическую нагрузку. Кроме того, проблемы социальной защиты и уровень оплаты труда не стимулируют персонал к повышению качества их работы. Повышенным вниманием общества к осужденным и отсутствием таковой к персоналу обуславливает негативное отношение к лицам, находящимся под их контролем и надзором.

Целесообразным является введение в штат УИН специалиста-криминолога для методической помощи, координации деятельности служб и подразделений с одновременными контрольными полномочиями, а также непосредственной работы с осужденными на протяжении всего периода отбытия наказания; детализация и конкретизация обязанностей служб УИН.

Список использованных источников:

  1. Галай А. О. Орган1зацшно-правов1 засади формування та функцюнування персоналу установ виконання покарання : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07. - 1рпшь, 2003. - С. 47-48.
  2. Караванов В.Й. Психолопчна служба як один 1з чиннимв тдвищення професшного i психоемоцшного стану персоналу системи виконання покарань // Формування позитивного сощально-психолопчного мтро^мату в середовии^ засуд-жених i персоналу установ виконання покарань. Матерiали круглого столу. - Б. Церква: ТОВ «Офсет» - 2011. - С. 42.

Автор: Клёван Н.В., Николаевский институт права Национального университета «Одесская юридическая академия»

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: