Все виды деятельности внутри организации нужно рассматривать как единый технологический процесс. И все составляющие этого процесса постоянно вступают друг с другом в сложное взаимодействие, образуя некую систему. Результатом же всего этого взаимодействия и является конечная продукция. Концепция стандартов ИСО 9000 основана на том, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество своей продукции с помощью целой сети скоординированных процессов, которые в обязательном порядке должны подвергаться постоянному анализу и улучшению.
В стандартах ИСО 9000 все виды продукции разделены на 4 общие категории:
- оборудование или технические средства;
- интеллектуальная продукция или интеллектуальные средства (продукт интеллектуальной деятельности). Это могут быть и методики, и компьютерные программы, и различного рода концепции и мн. др.;
- перерабатываемые материалы - материальная продукция, получаемая путем переработки сырья с приданием ему определенного состояния (жидкость, газ, слитки, пруты, листы и т.п.);
- все виды услуг.
Согласно стандартам ИСО 9000 требования к системе качества можно применить ко всем четырем категориям. Причем требования эти являются общими для всех категорий без исключения. Отличие состоит лишь в методике администрирования и управления процессами. Стандарты ИСО 9000 преследуют цель очертить определенный круг задач, который необходимо выполнить, а вот методы решения этих задач руководство компании либо организации выбирает самостоятельно.
Стандарты ИСО 9000, внедренные на предприятии либо в организации, позволяют существенно повысить эффективность всей внутренней деятельности, а вслед за этим и экономические показатели и конкурентоспособность компании на внутреннем и внешних рынках. Причем нормы стандарта могут применяться в различных вариантах:
- как методический материал при внедрении на предприятии;
- как доказательство качества продукции;
- при оценке потребителем системы качества на предприятии;
- при регистрации или сертификации системы качества исполняющим органом по сертификации.
Одна из особенностей стандартов ИСО - это универсальность. Их можно применять в абсолютно любой организации. Поэтому достаточно выбрать одну из трех моделей обеспечения качества в рамках стандарта ИСО 9000 и внедрить на вашем предприятии согласно общепринятым рекомендациям.
Автор: А. Белов, Р.Г. Кабирова, Бугульминский филиал ИЭУП (г. Казань)