Влияние финансово-экономического кризиса на гостинично-туристический бизнес

В последние годы во всем мире наблюдается увеличение количества туристов, выезжающих за границу. За последние пять лет рост составил 13 %, а за первые 9 месяцев 2008 года - 19,5 %.

Хотя туристские потоки значительно выросли, особо удачным минувший год назвать нельзя. Сначала туризм столкнулся с кризисом, связанным с резким ростом цен на авиационное топливо и доплатами за чартерные билеты. Затем рынок захлестнула волна демпинга. В итоге объемы продаж увечились, но с финансовой точки зрения многие компании испытывали трудности. Не успел наступить зимний сезон, как начался финансовый кризис. Тем не менее, динамика по выезду в третьем квартале 2008 года, была достаточно хорошей. На рынке въездного туризма наступило затишье. В 2007 году нашу страну посетили 2,2 миллиона иностранных гостей, в минувшем году эта цифра была ненамного выше.

По итогам новогоднего сезона, совокупное снижение спроса на туристские услуги составляет 30 %. На зимних «пляжных» направлениях, таких как Египет и Таиланд, туристские потоки уменьшились на 40 % и больше. Сокращение рынка автобусных экскурсионных туров оценивается примерно в 10 % по сравнению с прошлым годом. Общее снижение спроса на горнолыжные программы составило 10 - 15 %, при этом произошло смещение спроса в сторону более дешевого продукта, в частности апарт-отелей.

В последние годы на фоне снижения доходности основных сегментов недвижимости активное развитие в России получили курортно-рекреационные проекты. Причем их география не ограничивается Черноморским побережьем - курортно-рекреационные комплексы предполагается возводить в Подмосковье и соседних областях, на Алтае, Байкале, в Кавказских Минеральных Водах. Курортно-рекреационные проекты - относительно долгосрочные и требуют значительных финансовых ресурсов. С другой стороны, этот рынок вполне толерантный и предсказуемый. От отдыха потребители вряд ли откажутся, особенно после интенсивной работы туристических фирм в кризисный период. Так что следующий курортный сезон может оказаться более успешным для владельцев гостиниц, санаториев, пансионатов и других средств временного размещения, чем для продавцов курортной недвижимости в области жилья.

Прошлый год для России был богат на открытие новых отелей. По оценкам ряда экспертов, инвестиции в гостиничную отрасль составили более 8 % от общего объема капиталовложений в коммерческую недвижимость. Причем большинство из заявленных в первом полугодии проектов были реализованы. Например, количество номеров, введенных в эксплуатацию в Санкт - Петербурге, превысило суммарные показатели за несколько предыдущих лет. Свою лепту в развитие гостиничного рынка внесли международные операторы, под управлением которых начали принимать гостей новые отели ведущих городов России.

Прошедший год ознаменовался открытием отелей и в крупных региональных центрах России.

Одним из лидеров по темпам развития индустрии гостеприимства является Казань. Гостиничный бум здесь начался в преддверии празднования тысячелетия города и продолжается до сих пор. В прошлом году, например, в столице Татарстана открылся 26-этажный отель «Ривьера» категории 4 звезды. Он входит в состав гостично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» и является на сегодняшний день самым высоким зданием в Казани. К услугам гостей - 210 номеров, рестораны, бары, ночной клуб, боулинг. Деловые мероприятия проводятся в четырех многофункциональных залах.

Другая новинка «Гранд Отель Казань» на 216 номеров. Современное 18-этажное здание отеля расположено в самом центре города. На крыше отеля есть единственная в столице Татарстана вертолетная площадка. В середине 2011 года номерной фонд Казани пополнится еще на 174 номера за счет открытия 4-звездного Park Inn.

Финансово-экономический кризис поставил под сомнение некоторые возможности дальнейшего воплощения в жизнь планов индустрии туризма и гостеприимства. Будут ли инвесторы и дальше вкладывать деньги в гостинично-туристический бизнес - покажет время. К концу января из-за кризиса закрылись уже более 10 % отечественных турфирм, уволены до 15 % специалистов. Если клиентский спрос и дальше будет падать, то к майским праздникам сокращения в отрасли достигнут 25 %. При неблагоприятном развитии событий потери туриндустрии к концу второго квартала 2009 года могут составить 70 - 80 тысяч рабочих мест.
Необходимо надеяться на то, что ситуация на рынке предложений и услуг все же стабилизируется.

Автор: Ю.В. Барынина, Альметьевский филиал ИЭУП. Научный руководитель: Малашенко Т.К.

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий