5Р (ПИ) внебюджетных фондов

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению возможности применения концепции 5р (пи) для системы внебюджетных фондов. Автором раскрыты составляющие данной концепции и дано авторское видение ее ключевым положениям.

Summary
In the article author consider possibility of using 5p strategy according to off-budget funds. Author discloses the elements of the strategy and gives its vision up to the main positions.

Тема реформирования единого социального налога (ЕСН) актуальна последние несколько лет. Однако произошедшие изменения, а именно замена ЕСН страховыми взносами и увеличение налоговой нагрузки с 2011 года, не поставили точку в процессе преобразований.

Известно, что в маркетинге существует концепция 5p (пяти пи). Она заключается в том, что для успешного ведения дела нужны 5 составляющих: продукт (product), цена (price), каналы сбыта (place), продвижение товара (услуги) на рынок (promotion) и персонал (personal).

Такая модель может быть трансформирована для существующей системы страховых взносов во внебюджетные фонды.

  • Продуктом выступит система внебюджетных фондов, ее элементы, цели, задачи, источники формирования.
  • Цена актуальнее всего может рассматриваться как налоговая нагрузка работодателя, самого работника и, возможно, государство.
  • Каналами сбыта продукции выступит правовое поле РФ в области социального обеспечения.
  • Продвижение можно трактовать как стимулирование всех участников данной системы.
  • И, наконец, персонал - это люди, работающие в этой сфере.

Остановимся подробнее на правовой основе внебюджетных фондов.

В российском законодательстве не существует определения внебюджетных фондов. Вернее оно отсутствует в нем с момента внесения изменений Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ в ст.13 Бюджетного кодекса РФ.
В настоящее время в ст. 10 Бюджетного кодексе РФ упоминается лишь о том, что бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы
РФ.

Согласно п. 2 ст. 144 Бюджетного кодекса РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда; бюджет Фонда социального страхования; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, Бюджетный кодекс предусматривает формирование только четырех социальных внебюджетных фондов [1].

С термином внебюджетных фондов тесно связано понятие социальной защиты и обеспечения.

Определение социальной защиты в российском законодательстве также отсутствует, за исключением, пожалуй, федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данное понятие можно трактовать как систему мер экономического и правового регулирования, направленных на устранение или минимизацию социальных рисков (старость, инвалидность, болезнь, несчастный случай и т.п.) для человека и сохранение приемлемого уровня экономического и социального благополучия.

Эквивалент английского понятия «social security» (дословно социальная безопасность) часто звучит в отечественной литературе как социальное обеспечение или страхование. Обратившись к словарю Macmillan English dictionary for advanced learners и сайту International Social Security Association (ISSA) [2] , отметим, что данное понятие в обоих источниках можно истолковать как систему государственных мер социальной защиты, предусматривающих регулярную выплату денежных средств пенсионерам, нетрудоспособному населению, безработной категории граждан и тем, кто воспитывает детей.

В литературе грань между этими двумя понятиями зачастую очень мала, поэтому необходимо закрепить его законодательно и разделить меры, которые относятся к защите и обеспечению.

Но понятие социального обеспечения в РФ также законодательно не закреплено. Оно присутствует в ст.39 Конституции РФ и делится на обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях [3, 15].

Социальное обеспечение выступает в рамках материальной составляющей социальной защиты. Его надо рассматривать как систему мер по материальному обеспечению граждан, которые в данный момент являются нетрудоспособными либо социально незащищенными, в системе социальной защиты.

Рассмотренная концепция 5р может быть применена в области внебюджетных фондов. Одним из важных ее элементов выступает правовая составляющая, поэтому в российском законодательстве необходимо закрепить вышеперечисленные термины, четко определить их сущность и связанные с ними понятия.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - URL: http: // www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». - URL: http: // www.consultant.ru
  4. Международная ассоциация социального обеспечения. - URL: http: // www.issa.int.

Автор: Абрамова М.С. Соискатель, кафедра налогов и налогообложения, Московский городской университет управления Правительства Москвы

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий