Аннотация
Статья посвящена вопросам организации страхования грузоперевозок на морском транспорте, определению значения, места и роли в международной торговле, а также выявлению особенностей и основных воздействующих факторов. Основные положения и выводы данной статьи могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области финансов, страхования и повышении квалификации работников страховых организаций, транспортных и судоходных компаний, а также специалистов по внешнеэкономической деятельности.
Динамическое включение национальных экономических систем в мировое хозяйство представляет собой своего рода глобальную закономерность последнего столетия. Вследствие политических и социально-экономических процессов второй половины XX - XXI вв., охвативших огромные пространства Евразии, Америки, ближнего и Дальнего Востока, произошли геополитические изменения, повлекшие за собой коренные изменения структуры мировой экономики и международных экономических отношений.
На фоне мировой тенденции расширения и углубления экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями наиболее развитой формой международных экономических отношений становится международная торговля. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. История экономических учений не знает ни одной страны, которой бы удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы. Внешняя торговля, является важным источником дохода, а также выступает рычагом государственного регулирования.
Развитие и совершенствование средств транспорта способствует расширению внешней торговли, росту товаро- и грузооборота. Основные виды современного транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный - образуют единую транспортную систему мира. При этом по различным данным на долю морского транспорта приходится от 60 до 80% международного грузооборота.
Развитие международных хозяйственных связей на протяжении всей экономической истории опиралось на морскую торговлю. Последние несколько лет наблюдается стабильный рост объемов перевозок и увеличение мирового тоннажа. Ведущая роль судоходства в мировой транспортной системе объясняется рядом преимуществ: низкой себестоимостью перевозок, высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью морских путей и др.
Для Российской Федерации морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока [4].
Конечной продукцией при перемещении грузов является своевременная и сохранная доставка к месту потребления, а полезный эффект заключается в обеспечении потребностей народного хозяйства в надлежащем качестве транспортного процесса. Поэтому качественными характеристиками грузоперевозок на морском транспорте выступает скорость, надежность и безопасность. Страхование служит инструментом, обеспечивающим финансовую гарантию как продавцу груза и покупателю, так и судовладельцу, осуществляющему перевозку, что в случае повреждения или потери груза вследствие непредвиденных морских случайностей затраты не лягут на плечи одной из сторон сделки.
Ежегодно сотни судов терпят бедствия, тысячи тонн грузов не доходят до пункта назначения. Поэтому осуществление перевозок на морском транспорте без страхования становится невозможным и зачастую является обязательным условием контракта. Морское страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение осознанных интересов всех участников транспортного процесса в страховой защите против объективно существующего риска, присущего мореплаванию.
Страхования грузов представляет собой сегмент рынка морского страхования, лидирующий по объему собранных страховых премий. На страхование грузов на морском транспорте приходится 55% собранной премии, что составляет более 12 млрд. долл. США (см. рис. 1.) [8, 5].
Возникающие в процессе транспортировки груза имущественные интересы требуют тщательной разработки правовых норм, регулирующих этот вид международных отношений. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На сегодняшний день к основным документам, регулирующим отношения в процессе морской транспортировки груза можно отнести Гаагские правила, Правила Висби, Гамбургские правила, Йорк-Антверпенские правила, Инкотермс-2000.
Поскольку морская перевозка, как правило, является частью внешнеторгового контракта, отношения между страхователем и страховщиком выходят за национальные границы. Одной из отличительных особенностей рынка морского страхования грузов является развитый институт морских норм и обычаев, который помогает в процессе разрешения споров между сторонами сделки. Поэтому взаимоотношения страхователя и страховщика регулируются как национальным законодательством, так и международными нормативными актами и правилами. Общая схема организации морской перевозки и страхования во внешнеторговом контракте может быть представлена в следующем виде.
Чтобы облегчить распределение обязанностей в процессе транспортировки товара между участниками внешнеторгового контракта, международным сообществом разработаны стандарты Инкотермс-2000, которые предлагают решение трех принципиальных условий договора международной купли-продажи: распределение между продавцом и покупателем обязательств по транспортировке товара, распределение между ними расходов по транспортным операциям и определение во времени и пространстве точки перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров, а также непредвиденного увеличения транспортных расходов. Именно переход рисков определяет желание или обязанность страхования проданных товаров [5, 54]. Таким образом, Инкотермс определяет, кто из сторон сделки будет выступать в лице страхователя груза.
Морское страхование практиковалось многие годы, прежде чем были сделаны первые попытки систематизации и разработки правовых основ [6, 46]. Это привело к
формированию обычаев, которые оказывают существенное влияние на теорию и практику страхования. Особое значение в разработке теоретических и практических вопросов морского страхования играют международные организации и нормативные документы отдельных стран. К числу основных из них относят Рекомендации «Международного союза морских страховщиков», английский Закон о морском страховании 1906 г., Правила «Американского института морского страхования и др.
Наметившиеся интеграционные процессы в страховом сообществе спровоцировали попытки унификации условий страхования. Данный процесс проявляется как путем прямого заимствования страховой технологии менее развитыми страховыми рынками, так и путем адаптации ее на национальном рынке. Международный союз морских страховщиков ведет работу по обобщению морского страхового законодательства ряда стран. Совместно с Международной торговой палатой были подготовлены сравнительные таблицы условий морского страхования в важнейших торговых центрах мира. Международный союз морских страховщиков разработаны рекомендации по обеспечению сохранности грузов, адресованные грузовладельцам, перевозчикам, экспедиторам, а также др. материалы. Таким образом, были разработаны рекомендации «Международного союза морских страховщиков».
Морское страхование международных грузоперевозок в РФ регулируется ГК РФ, Федеральным Законом «Об организации страхового дела в РФ», Кодексом торгового мореплавания РФ, международными правовыми актами и иными документами, утвержденными законодательством РФ [1; 2; 3].
Страховая деятельность регулируется как международными организациями, так и национальными органами страхового надзора. Так, например, всемирно известной является Международная Морская Организация, конвенции и распоряжения которой призваны обеспечить повышение качества страхования международной судоходной индустрии. Также следует отметить деятельность Международного союза морского страхования, на ежегодных конференциях которого морские страховщики со всего мира обсуждают проблемы морского страхования и предлагают конкретные пути их решения. Международный союз морского страхования представляет собой объединение национальных организаций и отдельных страховых компаний, проводящих страхование морских судов, грузов и фрахта и стремится защищать и развивать интересы морского страхования, формировать международную политику страхования морской деятельности, отстаивать интересы страховщиков перед грузовладельцами и судовладельцами. В России надзор за морской страховой деятельностью осуществляет Федеральная служба страхового надзора.
Функционирование морского страхования грузоперевозок становится возможным благодаря существованию определенной сети страховых посредников - страховых агентов и брокеров. Для решения вопросов экспертной оценки объектов страхования, предшествующей заключению договора морского страхования, а также по факту страхового случая существует развитая деловая инфраструктура: классификационные общества, аварийные комиссары, сюрвейеры и аджастеры.
Многообразие объектов и субъектов морской страховой деятельности, существование международных и национальных законодательств и регулирующих организаций привели к формированию достаточно сложной организационной структуры морского страхования. Развернутая схема институциональной структуры морского страхования представлена на рис. 3.
Таким образом, морское страхование как институт представляет собой совокупность норм права и инфраструктурных реалий, созданных для удовлетворения субъектов морского предприятия в страховой защите. Институт морского страхования интегрирован в международное сообщество. Многолетняя отечественная практика показала, что даже при относительной закрытости национальной экономики морское страхование выступает активным участником международных отношений и не может существовать изолированно.
Ведущая роль в страховании морских грузоперевозок отводится странам активным участницам международной торговли. Благоприятный налогово-инвестиционный климат в стране позволяет компаниям, зарегистрированным на территории данных стран не замыкаться на обслуживания национальных экспортеров и импортеров товаров, а выходить на международный уровень. Рассматривая как характеризует уровень развития морского страхования грузов в стране ее интеграцию в международную торговлю, был проанализирован ряд показателей: участие страны в торговом мореплавании, доля страны в международном рынке морского страхования грузов, участие в мировом экспорте и импорте [7; 8] (табл.1).
Проанализировав данные показатели был сделан вывод о том, что морское страхование грузов является не только важнейшей предпосылкой развития морской торговли, но и показателем интеграции страны в международное экономическое пространство.
Состояние рынка морского страхования грузоперевозок формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы воздействия формируются в зависимости от состояния и уровня развития рынка. К внешним воздействующим факторам можно отнести политические события, природные катастрофы, изменения в законодательстве и др. Вследствие воздействия внешних и внутренних факторов. Воздействующих на локальные и региональные рынки формируются мировые тенденции морского страхований грузоперевозок. Анализируя объем сборов страховых премий [8, 18] можно наблюдать некую цикличность, характеризующуюся изменениями объемов во времени (см. рис 4).
Рис. 4. Объем собранных премий по морскому страхованию (в процентах к предыдущему году)
Таким образом, страхование неразрывно связано с множеством факторов, таких как состояние экономического пространства, мировой торговли, фрахтового рынка и
судостроительной отрасли, и является чувствительным показателем состояния экономики страны.
К сожалению, морское страхование грузоперевозок в России развито недостаточно, что объясняется как неудовлетворительным состоянием российского флота, так и низким уровнем развития данной отрасли страхования. Однако, перспективы развития страхования грузоперевозок на морском транспорте обеспечиваются выгодным географическим положением, протяженностью береговой линии, активным включением в международную торговлю, необходимостью обслуживания постоянно возрастающих объемов внешнеторговых операций. Поэтому создание благоприятной политико-правовой среды, расширение экономического пространства и инфраструктуры станут существенным стимулом развития данного вида транспортного страхования.
Литература
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009).
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации N 81-ФЗ от 30 апреля 1999 г. (в ред. от 01.07.2010 N 141-ФЗ).
- Закон «Об организации страхового дела в РФ» №4015-1 от 27.11.92 (в ред. от 27.07. 2010 г. № 226-ФЗ).
- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена Президентом Российской Федерации 27.07.01 г. № Пр-1387 (Сб. документов, МО Российской Федерации и ВМФ, Изд. ГУНИО МО Российской Федерации, Санкт-Петербург, 2002.
- Шутенко В.В. Морское страхование - СПб: Выбор , 2004.
- Dover Victor A handbook to marine insurance: Being - London: Witherby, 1982.
- International Trade Statistics 2008 - Geneva: World Trade Organization, 2009;
- Seltmann Astrit Global Marine Insurance Report 2009 - Facts & Figures Committee: CEFOR, Norway.