Внутренний аудит государственных корпораций

В настоящее время все большее развитие получает особая разновидность некоммерческих организаций - государственная корпорация, возможность создания которой прямо предусмотрено ФЗ от 12.01.1996 N 7 - ФЗ (ред. от 19.12.2016) « О некоммерческих организациях». Согласно данному закону, «… государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций…» [1]

Следует отметить характерные особенности государственных корпораций, которые вытекают из правовой природы данного института: 1) государственная корпорация является, прежде всего, некоммерческой организацией, следовательно, она не может ставить извлечение прибыли в качестве основополагающей цели. При этом полученная прибыль не распределяется между участками такой некоммерческой организации, 2) государственная корпорация может создаваться только на уровне федерального закона

Среди крупнейших государственных корпораций в РФ можно выделить следующие: 1) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» , 2) государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции (« Ростехнологии ») , 3) Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ).

Важнейшим механизмом государственного финансового контроля является аудиторская деятельность, которая представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности относятся только проверки, проводимые в соответствии с установленными стандартами аудиторской деятельности. Аудит же является независимой проверкой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. [2]

Законодательство РФ предусматривает осуществление аудита индивидуальными аудиторами (индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аудиторскую деятельность) и аудиторскими организациями. Законодатель ограничивает сферу деятельности таких лиц, запрещая им заниматься иной предпринимательской деятельностью, за исключением оказания услуг по проведению аудиторской проверки. При этом важно отметить, что аудиторская деятельность не может подменять собой государственного контроля за достоверностью бухгалтерской (финансовой отчетностью).

Важно отметить тот факт, что обязательная аудиторская проверка годовой финансовой отчетности государственных корпораций может проводиться только специализированной аудиторской организацией.

По окончанию аудиторской проверки составляется итоговый документ - аудиторское заключение, которое обязательно рассматривает налоговый адвокат. Аудиторское заключение - официальный документ, который предназначается непосредственно для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, в отношении которого проводится аудиторская проверка.

Основные особенности процедуры аудита, требования, предъявляемые к аудиторам, порядок проведения аудиторской проверки детально регламентированы ФЗ от 30.12.2008 N 307 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) « Об аудиторской деятельности ». Теперь нам стоит более детально изучить процедуру проведения аудита на государственных корпорациях.

Согласно положениям ФЗ « О некоммерческих организациях », годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом; [3,с.42]

Важно отметить, что законодательство закрепляет обязанность экономического субъекта, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Непосредственно к такому кругу субъектов и относятся государственные корпорации.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только функционирование контрольно - ревизионного подразделения организации, но и создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия. [ 4,с.57 ]

Но можем ли мы в таком случае говорить о тождественности понятий « аудиторская деятельность » и « внутренний контроль »? И как соотносятся данные понятия между собой.

Для того чтобы выделить отличительные особенности аудиторской деятельности (проведения внутреннего контроля) государственных корпораций, обратимся к законодательству, регулирующему конкретный вид государственных корпораций.

В частности, положения ФЗ от 01.12.2007 N 317 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Государственной корпорации по атомной энергии « Росатом ». Согласно положениям статьи 32 данного закона для осуществления внутреннего контроля в переделах данной корпорации создается специальное структурное подразделение, в компетенцию которого и входит осуществление проверки законности и эффективности использования хозяйственных ресурсов и предоставляемого имущества, а также соответствие процедуры ведения бухгалтерской отчетности законодательно установленной процедуре. Данное подразделение непосредственно подчиняется только руководителю корпорации[5]

Основная цель внутреннего аудита - способствование совершенствованию деятельности аудируемой организации. В связи с этим такая деятельность направлена, прежде всего, на выявление и последующее устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению эффективной работы государственной корпорации. Еще одной важной особенностью внутреннего аудита является составление именно « закрытого» аудиторского заключения, доступ к которому ограничен пределами только данной корпорации. [6]

Важно отметить, что законодатель отдельно упоминает проведение процедуры аудита. Согласно вышеупомянутому федеральному закону, обязательная аудиторская проверка проводится в отношении бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности корпорации. Для проведения такой проверки происходит отбор на конкурсной основе аудиторской организации с последующим утверждением последней наблюдательным советом корпорации, также на данной стадии происходит определение размера ее вознаграждения. Исключительную важность в данном случае приобретает достоверность аудиторского заключения, что подтверждается фактом предоставления совместно с годовым отчетом корпорации Правительству РФ.

Аналогичные положения содержатся в ФЗ от 23.11.2007 N 270 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции « Ростех ». [7]

Таким образом, мы можем говорить о том, что понятие « аудиторская деятельность » не совпадает по смыслу с понятием « внутренний контроль ». Более того, понятие внутренний контроль гораздо шире по содержанию, чем аудит. Ведь аудиторская деятельность в рамках деятельности государственных корпораций представляет только собой контроль достоверности годовой финансовой отчетности. Органы, производящие внутренний контроль, осуществляют предварительный контроль процедуры ведения бухгалтерской отчетности, а также контроль всех операций по использованию имеющихся ресурсов и предоставленного имущества. То есть, мы можем говорить о том, что понятия « внутренний контроль » и « аудиторская деятельность » соотносятся друг с другом как общее и частное.

Согласно официальным данным Росстата количество экономических преступлений, совершаемых на территории РФ, неуклонно снижается. В частности, в 2016 году наблюдается снижение уровня преступности на 3,2 % , по сравнению с предшествующим годом.[8]. В связи с этим, аудиторская деятельность приобретает очень важное значение как одно из средств борьбы с экономическими преступлениями, выступая как составная часть механизма финансового контроля.

Важным аспектом деятельности государственных корпораций является осуществление управления государственным имуществом, предоставленного корпорации в пользование. Как известно, именно государственное имущество занимает центральное место в системе экономических отношений, так как позволяет государству обеспечить благосостояние своих граждан.

К сожалению, недобросовестные действия руководителей государственных корпораций по управлению предоставленным государственным имуществом могут нанести серьезный ущерб собственнику имущества. Именно поэтому деятельность государственных корпораций имеет свои специфические признаки, которые были описаны нами ранее.

Аудит (внутренний контроль) позволяет осуществлять контроль не только за состоянием экономических показателей деятельности, отраженных в отчете корпораций, но и непосредственно контролировать процесс использования предоставленных ресурсов и имущества. Непосредственное подчинение исключительно руководителю данной корпорации позволяет обеспечивать независимость и беспристрастность в процессе осуществления проверки. Что позволяет также осуществлять защиту интересов хозяйствующего субъекта.

Таким образом, значение внутреннего аудита заключается в следующем:1) осуществление независимого и объективного контроля за деятельностью государственных корпораций, 2) является составным элементом механизма финансового контроля и выступает важнейшим средством борьбы с экономическими преступлениями в области хищения государственной собственности, 3) осуществление защиты интересов хозяйствующего субъекта, повышение эффективности работы государственных корпораций

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7 - ФЗ (ред. от 19.12.2016) « О некоммерческих организациях (http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 8824 / )
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402 - ФЗ (ред. от 18.07.2017) « О бухгалтерском учете» ( http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 122855 / )
  3. Давыдов, В.А.Словарь - справочник экономических терминов[Текст]:учеб. пособие / А.В. Давыдов - (http: // www / abc.vvsu.ru / books / slovar _ eco / )
  4. Современный экономический словарь / Б.А. Райзенберг, Е.Б. Стародубцева 6 - е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА - М, 2011) – ( http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ )
  5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) « О Государственной корпорации по атомной энергии « Росатом » ( http: // www.consultant.ru / / document / cons _ doc _ LAW _ 72969 / )
  6. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Внутренний аудитор" (по состоянию на 26.05.2014) (подготовлен Минтрудом России)(Приказ подписан 24.06.2015 N 398н) (http: // www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=6191#0)
  7. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) « О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех » ( http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 72710 /
  8. Портал правовой статистики ( http: // crimestat.ru / )

Авторы:

  • А.В. Юшко, Канд.юр наук, старший преподаватель КубГАУ им.И.Т.Трубилина, г.Краснодар, РФ
  • Е.Е.Светачева, Студент КубГАУ им.И.Т.Трубилина, г.Краснодар, РФ, Е - mail: svetacheva.ekaterina@mail.ru

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: