Безнадзорность и социальное сиротство продолжают оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного российского общества (Баранов А.А., 2004; Шарапова О.В., 2005). В настоящее время на фоне снижения численности детского населения от 0 до 4 лет происходит рост социальных сирот. За последние 10 лет число таких детей увеличилось в 1,8 раза, что подтверждает негативные социальные изменения в обществе. В 2005 году в 254 домах ребёнка состояло 20 342 ребёнка (в 2000 году в таком же числе учреждений — 19 345 детей). Более четверти воспитанников — это дети в возрасте до одного года (Конова С.Р., 2007).
Государственные учреждения по содержанию и воспитанию детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут полностью решить проблему формирования здоровья, физического и нервнопсихического развития, социализации детей, находящихся в условиях материнской, сенсорной и эмоциональной депривации (Конова С.Р., 2002; Семья Г.В., 2004; Филькина О.М., 2005, 2006; Абросимова Т.С., 2005; Долотова Н.В., 2006.). Воспитанники домов ребенка имеют худшие по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семьях, показатели соматического здоровья, физического и нервнопсихического развития (Конова С.Р., 2002; Либова Е.Б., 2003; Румянцева Т.А., 2005; Филькина О.М., 2005, 2006; Абросимова Т.С., 2005; Долотова Н.В., 2006). В среднем каждый воспитанник дома ребёнка имеет 7 и более различных нарушений здоровья и развития, что является причиной отказа от устройства ребенка в семью. В настоящее время среди детей, временно помещенных в дом ребенка, лишь 1/3 часть возвращается в свою биологическую семью.
Обеспечение воспитания, образования и развития детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики (Баранов А.А., 2004; Шарапова О.В., 2005). Исследований по углубленному изучению социальногигиенических факторов риска с позиции предотвращения социального сиротства и его последствий недостаточно. Не изучены проблемы родителей, дети, которых помещены в дом ребенка временно. Усугубление социальногигиенического и медикосоциального неблагополучия семей диктует необходимость дальнейшего поиска путей управления социальногигиеническими факторами риска с целью разработки мер профилактики социального сиротства на государственном уровне. Однако, полноценная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка и основана на данных углубленного изучения проблемы социального сиротства с участием государственных и общественных структур.
Мероприятия по оптимизации показателей состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка
Состояние здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка характеризуют: отставание биологического возраста от паспортного; низкий рост, дефицит массы тела; формирование хронической патологии; формирование более тяжелых последствий перинатальных поражений ЦНС; более тяжелое течение острой патологии; комплексная и глубокая задержка нервнопсихического; сниженный эмоциональный статус; нарушение поведенческих реакций. Неблагоприятные показатели здоровья, физического и нервнопсихического развития воспитанников домов ребенка являются научным обоснованием поиска путей их оптимизации, совершенствования организации медицинского обеспечения детей в этих учреждениях с разработкой и внедрением новых профилактических и реабилитационных технологий.
Комплексность нарушений здоровья детей домов ребенка определяет необходимость комплексного подхода к диагностике и реабилитации этих детей. Низкие показатели здоровья воспитанников домов ребенка свидетельствуют о том, что в реабилитационном процессе необходимо участие таких специалистов как педиатр, невролог, психиатр, ортопед, физиотерапевт, рефлексотерапевт, врач и инструктор ЛФК, психолог, педагог, дефектолог, социальные работники. Комплекс реабилитационных мероприятий для детей с перинатальными поражениями ЦНС и их последствиями включает медикаментозную терапию, физиотерапию, рефлексотерапию, фитотерапию, ЛФК (кинезотерапию), массаж, логопедические занятия, психологическую коррекцию (с использованием сенсорных, модульных комнат), закаливание. Детям, воспитывающимся в домах ребенка, учитывая особенности их здоровья и развития, дополнительно необходимо назначать мероприятия, направленные на уменьшение сенсорной депривации, оптимизацию эмоционального тонуса, психомоторного развития, социальной адаптации, питания. Выявленный низкий эмоциональный статус воспитанников домов ребенка обосновывает необходимость включения в реабилитационные мероприятия творческие занятия, способствующие эмоциональному развитию и подчеркивающие индивидуальность ребенка, что крайне важно для детей, постоянно проживающих в коллективе и находящихся в условиях депривации. К таким мероприятиям относятся: музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, организация праздников (дней рождения), выходы в театры, зоопарки, экскурсии по городу, поездки в транспорте, увеличение социальных контактов. Существенная роль в условиях закрытого учреждения должна отводиться использованию красивого яркого интерьера, красивой одежды и обуви, ярких разнообразных игрушек и т.д. Учитывая выявленные неблагоприятные показатели физического развития у детей в домах ребенка необходимо скорректировать существующие нормы потребления энергии и основных пищевых ингредиентов для оптимизации питания воспитанников данных учреждений. В организации питания должен предусматриваться свободный режим потребления жидкости и дополнительного питания. Выявленные особенности нервнопсихического развития воспитанников домов ребенка обуславливают необходимость разработки специальных образовательных программ с акцентом на развитие тех навыков, по формированию которых наблюдается наибольшая задержка. Организация отделений (кабинетов) социальной адаптации в домах ребенка, а также проведение всех выше перечисленных мероприятий способствуют лучшей социализации их воспитанников. Для уменьшения сенсорной депривации необходимо увеличивать число раздражителей (слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных и т.д.); изменять цвет, звук, местонахождение одного и того же раздражителя.
Несмотря на внедрение новых технологий реабилитации, улучшения материальнотехнической базы домов ребенка показатели здоровья воспитанников домов ребенка остаются хуже, чем у сверстников из семьи, что свидетельствует о том, что в формировании здоровья этих детей большое значение играет фактор материнской, эмоциональной, сенсорной депривации. Устранение этого фактора возможно лишь при устройстве ребенка в семью.
Причины отказа родителей от воспитания ребенка в семье
Факторы риска лишения родителей родительских прав
Негативные тенденции на современном этапе, а именно увеличение числа «социальных сирот», требуют научного поиска причин этого явления в обществе и разработки социальных, организационных мер по его профилактике.
В нашем исследовании были проанализированы данные 165 актов социально бытового обследования семей, предоставленных органами опеки и попечительства. Они содержали информацию о материальных и бытовых условиях семьи, социальном статусе матери и отца, наличии родственных связей, брачных отношениях. На основании полученных результатов были выделены основные факторы риска изъятия ребенка из неблагополучной семьи и помещения его в дом ребенка.
Прогностически значимыми факторами помещения ребенка из семьи в дом ребенка при лишении родителей родительских прав являлись: материальный доход на человека менее 1000 рублей; одинокая мать; злоупотребление отца алкоголем; отсутствие необходимой одежды у ребенка; недостаточное питание семьи; несовершеннолетняя мать, отсутствие работы у матери и отца; бродяжничество матери; отсутствие жилья; плохие санитарные условия проживания; отсутствие удобств в доме; не зарегистрированный брак.
Факторами, определяющими решение об оставлении ребенка в семье, являлись: материальный доход на человека более 3000 рублей; достаточное питание; хорошие санитарные условия жилья; полная семья; наличие работы у матери и отца; наличие необходимой одежды у ребенка; зарегистрированный брак; отсутствие бродяжничества матери; отсутствие злоупотребления алкоголем матери и отца; наличие родственников, которые помогают в воспитании ребенка.
Факторы риска отказа матери от ребенка в родильном доме
Были проанализированы данные социальнобиологического анамнеза матерей, отказавшихся от ребенка в родильном доме, что позволило выделить факторы, имеющие прогностическую значимость для формирования у женщины мотивации к отказу от воспитания ребенка в семье.
Прогностически значимыми факторами для принятия женщиной решения отказаться от ребенка в родильном доме являются:
- женщина не предохранялась от беременности;
- в период зачатия ребенок нежеланный;
- женщина хотела сделать аборт;
- узнала о беременности после 12 недель;
- женщина поздно встала или не вставала на учет в женской консультации;
- женщина не меняла образ жизни в первые 12 недель беременности;
- вредные привычки у женщины во время беременности (курение, прием алкоголя);
- женщина считала, что в доме ребенка ее ребенку будет лучше; женщина нуждалась в помощи по воспитанию ребенка;
- проживала одна;
- у женщины неполное среднее образование;
- не работала; женщина занимала рабочую должность;
- рабочий день более 8 часов;
- наличие вредных факторов на рабочем месте (шум, подъем тяжестей);
- заработная плата ниже прожиточного минимума;
- женщина не замужем и никогда не была;
- женщина снимала квартиру или комнату площадью менее 9 кв.м. на 1 человека;
- женщина оценивала свое социальное положение как плохое;
- сексуальные отношения женщины с отцом ребенка носили временный характер;
- женщина считала, что ее не любил отец;
- не поддерживала отношения с родителями;
- женщина не знала в какие учреждения она может обратиться за помощью;
- наличие у женщины еще детей;
- женщина сама являлась ребенком из многодетной семьи;
- женщина ничего не знала о состоянии своего здоровья;
- женщина считала, что ребенок ухудшит ее положение;
- нежелание женщины создавать семью.
Факторами, которые формируют решение женщины не отказываться от ребенка и воспитывать его в семье являлись: женщина не хотела делать аборт; данный ребенок желанный; женщина рано узнала о беременности; не обращалась в медицинские учреждения по поводу прерывания беременности; высокий уровень образования женщины; изменение образа жизни женщины в первые 12 недель беременности; женщина считала, что в доме ребенка ее ребенку будет хуже; у женщины нет детей; она не нуждалась в помощи по воспитанию ребенка; было постоянное место работы; рабочий день 58 часов; средняя заработная плата выше прожиточного минимума; женщина являлась служащей; женщина оценивала свое социальное положение как хорошее; женщина замужем, проживала совместно с мужем, имела собственную жилплощадь со всеми удобствами; сексуальные отношения с отцом ребенка постоянные; женщина считала, что ее любил отец; женщина поддерживала отношения с родителями; женщина знала куда может обратиться за помощью; женщина сама не из многодетной семьи; женщина оценивала свое здоровье как удовлетворительное; женщина считала, что на ее решение отказаться от ребенка может повлиять замужество; женщина считала, что ребенок не изменит ее положение; женщина хотела создать семью.
Технология прогнозирования
На основании полученных данных были составлены прогностические таблицы для выявления критериев отказа родителей от ребенка.
Для составления таблиц проводили последовательный анализ Вальда. После доказательства достоверного различия в частоте исследуемого фактора между группами вычислялись прогностические коэффициенты (ПК), а также коэффициент информативности Кульбака (КИ) для каждой градации фактора
Прогностический коэффициент рассчитывали по формуле: ПК = 10 lg Р1/Р2, для наличия симптома; ПК = 10 lg 1 Р1/1 — Р2, для отсутствия симптома. Показатели неблагоприятного прогноза ставились в числитель. Положительный знак полученной величины свидетельствовал о неблагоприятном прогнозе.
Коэффициент информативности Кульбака (КИ) рассчитывали для оценки информативности градаций по формуле: КИ = ПК *(Р1 — Р2). Далее определяли информативность признака по сумме информативности его градаций.
В качестве порога для принятия заключения о неблагоприятном прогнозе применяется + 13, о благоприятном прогнозе — — 13. Для прогноза отказа от ребенка родителями необходимо суммировать ПК всех значимых признаков и сумму сопоставить с порогами. Наибольшая вероятность отказа от ребенка (неблагоприятный прогноз), если прогностический порог равен + 13; средняя вероятность риска (группа «внимания»), если прогностический порог равен от 12 до +12; наименьшая вероятность риска (благоприятный прогноз), если прогностический порог равен 13.
Все факторы, прогностически значимые для отказа от ребенка, имеют прогностический коэффициент со знаком «+». Чем выше значение этого коэффициента, тем выше прогностическая значимость соответствующего фактора для отказа от ребенка.
Все факторы, способствующие воспитанию ребенка в семье, имеют прогностический коэффициент со знаком «». Чем ниже значение этого коэффициента, тем выше прогностическая значимость этого фактора для воспитания ребенка в семье.
Прогнозирование лишения родителей родительских прав может проводиться в условиях детской поликлиники во все периоды жизни ребенка.
Прогнозирование отказа матери от ребенка в родильном доме проводиться на антенатальном этапе в условиях женской поликлиники и родильного дома.
При неблагоприятном прогнозе необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение ребенка в семье: оказание психологической помощи матери и другим родственникам ребенка; разъяснение матери правовых вопросов в отношении государственной помощи в воспитании ребенка и её целенаправленное использование; совместная с органами опеки и попечительства работа при участии социального работника по выявлению и устранению управляемых факторов риска отказа от ребенка.
Как показало анкетирование женщин, кроме учитываемых факторов в актах, большое значение имеют такие факторы, как планирование семьи, образование, незнание, куда обратиться в трудной жизненной ситуации, правовые вопросы, в какой семье воспитывалась женщина, здоровье родителей, вредности на производстве, отношение родителей к ребенку, к браку. Поэтому данные актов не дают полной картины о семье. Кроме того, отсутствует единая система оформления этих документов органами опеки и попечительства, что требует помощи . В связи с этим, для более полного выявления управляемых факторов профилактики социального сиротства необходимо разработать унифицированную форму, включающую вопросы, наиболее полно, отражающие характеристику семьи.
Своевременное выявление управляемых факторов риска и прогнозирование лишения родителей родительских прав и отказа матери от ребенка в родильном доме позволит своевременно проводить комплекс профилактических мероприятий по сохранению ребенка в семье и значительно уменьшить число социальных сирот.
Для профилактики социального сиротства, по мнению населения, на государственном уровне должны быть решены следующие вопросы.
Многие респонденты (18%) считают необходимым использовать принудительную контрацепцию у лиц с аморальным поведением, а также обеспечить занятость населения. 46,4% респондентов считают, что для профилактики социального сиротства важно решение всех перечисленных вопросов. Кроме того, указывается на необходимость государственного подхода к вопросам планирования семьи, формированию ответственного материнства и отцовства как на этапах среднего и высшего образования, так и семейного воспитания. (16,9% подростков, 17,1% женщинродильниц и 41,7% студентов).
Таким образом, мнение населения, принявшего участие в опросе, о причинах социального сиротства, частично совпадает с данными научных исследований по данному вопросу. Респонденты правильно оценивают значение аморального образа жизни родителей, отказывающихся от воспитания детей, несколько недооценивают роль психических заболеваний, неполной семьи и незанятости родителей. Признавая обоснованными причинами отказа от ребенка наркоманию и алкоголизм родителей, рождение больного ребенка, плохое материальное положение семьи, население снимает со взрослых ответственность за сиротство детей. В решении вопросов «социального сиротства» населении очень большую роль отводит органам социальной защиты населения, недооценивая значение учреждений образования и здравоохранения и собственную роль.
Рекомендации по проблеме социального сиротства
Данные проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
- Повысить информированность населения по вопросам социального сиротства, факторам риска социального сиротства, начиная с подросткового возраста;
- Формировать отрицательное общественное мнение к отказу от воспитания детей в семье, социальному сиротству;
- Обеспечить государственный подход к вопросам планирования семьи, формированию ответственного материнства и отцовства как на этапах среднего и высшего образования, так и семейного воспитания;
- Необходимо комплексное решение проблемы социального сиротства с участием органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, правоохранительных органов, общественных организаций и более широкого привлечения населения.
Мероприятия по профилактике социального сиротства
В настоящее время важное место в решении социально значимых проблем государства отводится добровольничеству (волонтерству). Одним из отличительных признаков добровольничества является социальная значимость работы, проявление своей гражданской позиции по какимто принципиальным вопросам, при активном выражении своего желания чтото изменить вокруг себя. Особенно популярным добровольничество становится среди молодежи, являясь, с одной стороны, способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции самих волонтеров и, с другой стороны, ресурсом реализации социальной политики государства, направленной на повышение уровня знаний, улучшение качества жизни граждан, обеспечение общественной безопасности, защиты семейных, национальных и государственных интересов с их помощью.
Поскольку волонтеры участвуют в делах общества по личному убеждению, они помогают более эффективно решать конкретные задачи стоящие перед государством и обществом.
Повышение информированности населения с помощью волонтеров содержит несколько этапов. Первый этап — отбор волонтеров с учетом их интересов, гражданской позиции, желания заниматься данной проблемой. Второй этап — обучение, информирование волонтеров по проблеме с помощью обучающих семинаров, лекций, практических занятий, тренингов и др. Третий этап — информирование населения, используя различные формы: лекции, беседы, консультации, ведение уличной работы с подростками, «телефон доверия», при организации общественно полезного досуга, клуба по интересам и др.
Для проведения второго этапа необходима разработка программы подготовки волонтеров специалистами, занимающимися проблемой социального сиротства. В связи с этим, нами разработана программа подготовки волонтеров.
Программа направлена на повышение знаний волонтеров по проблеме социального сиротства в России с целью повышения с их помощью информированности населения в вопросах, касающихся этой проблемы, для целенаправленного формирования гражданской позиции по повышению роли семьи в формировании здоровья ребенка, его социализации, социальной адаптации.
Программа включает следующие вопросы: роль семьи в воспитании здорового ребенка; семейные факторы риска нарушений формирования здоровья детей, их социальной адаптации; роль детскородительских отношений в развитии личности ребенка; особенности формирования здоровья ребенка в условиях дома ребенка; психологические особенности детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семейные формы устройства ребенка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; ведущие факторы, формирующие здоровье воспитанников домов ребенка и детей, воспитывающихся в семье; мероприятия по его оптимизации; формирование жизненных ценностей и приоритетов; планирование семьи и репродуктивное здоровье; правовые основы формирования и поддержки семьи; защита прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; современная система помощи устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью. Обучение проводится в форме лекций и семинаров. Кроме того, предусмотрены практические занятия, позволяющие познакомится с работой домов ребенка и Центра подготовки замещающих родителей.