Как известно, нефть и ее производные являются наиболее распространенным загрязнителем природных экосистем. К числу основных характеристик этого загрязнителя относятся: органогенная природа, сложный многокомпонентный состав, токсичность, масштабность распространения, высокая миграционная способность.
Загрязнение природных экосистем нефтью и ее продуктами происходит на всех этапах геологоразведочных работ и во всех отраслях нефтегазового комплекса. Согласно одной из экспертных оценок, потери нефти в мире при ее добыче, переработке и использовании превышает 45 млн. тонн в год, что составляет 2% от годовой добычи. 22 млн. тонн теряется на суше, около 7 млн. тонн — в море, до 16 млн. тонн теряется в атмосфере из-за неполного сгорания в двигателях разного типа.
Столь масштабные загрязнения вызывают серьезные нарушения в экосистемах. Основными негативными последствиями нефтяного загрязнения для почвенных экосистем являются деградация сельскохозяйственных земель, снижение урожайности, уменьшение продуктивности лесов и лугов, изъятие из хозяйственного землепользования плодородных земель, токсическое воздействие на человека и все живое, ухудшение санитарных условий и так далее.
Первопричина этих негативных последствий — это нарушение экологического равновесия в почве. А это, в свою очередь, вызвано изменением физических, химических, ионообменных характеристик почвы, изменением ее биологической активности под действием нефтяного загрязнения.
На сегодняшний день мировое сообщество встало перед проблемой масштабной загрязненности природных экосистем нефтепродуктами. Положение уже настолько серьезное, что стоит вопрос о том, чтобы хоть как-то удержать уровень загрязнения на сегодняшнем уровне. Поэтому и в мировой, и в российской практике существует много технологий для ликвидации загрязнений почв и акваторий, начиная с термического способа, химического, физико-химического, и заканчивая биологическим методом. Также есть смешанные технологии очистки.
Как известно, нефтяные загрязнения бывают двух типов. Первый тип — это аварийный разлив нефти, моментальный выброс нефтепродуктов на экосистему, которая получает шоковый удар, и неизвестно, придет она в норму или нет. Для такого типа загрязнения используется специальное оборудование, бригады специалистов, это особая область.
Второй тип загрязнения — это монотонные загрязнения: вследствие неисправного оборудования или небольших регулярных выбросов нефтепродуктов. Эти загрязнения требуют своего подхода.
Наибольшую популярность приобрели механический и биологический методы очистки. С механическим способам очистки от загрязнений нефтью на воде хорошо справится скиммер нефтесборщик. С помощью нескольких технологий, которые применяются в скиммере нефтесборщике можно очистить большие площади загрязнения.
Биометод прочно вошел в практику нефтеочистных работ. В российской и мировой практике появилось очень много препаратов, основу которых составляют микроорганизмы, способные утилизировать нефть и нефтепродукты. Эти препараты могут быть представлены как в сухом порошке, так и в жидкости.
Биохимический метод имеет свои особенности, здесь задействованы микроорганизмы, способные окислять углеводороды, поэтому эти технологии требуют большого внимания, большой подготовки специалистов и обязательного включения в группы, занимающихся такой очисткой, микробиолога-нефтяника.
ВНИИГРИ и Институт сельскохозяйственной микробиологии создали серию биопрепаратов для ускоренной очистки грунтов и водоемов от нефтяных загрязнений. Общее название этой серии препаратов — «Нафтокс». Форма препаратов: жидкая, на твердом носителе и на
плавающем субстате-носителе. Во всех формах используются непатогенные живые культуры углеводородокис-ляющих бактерий, которые были выделены из природных образцов почвы и загрязненных вод, отобранных в местах наибольших нефтяных загрязнений. Биопрепараты «Нафтокс» прошли испытание на полигонах в промышленных условиях. Высокая эффективность препарата подтверждена целым рядом заключений, актов независимых экспертиз.
За годы работы над биопрепаратами нами выделено порядка 50 штаммов углеводородокисляющих организмов, которые составляют музей этих культур и могут быть использованы для создания препаратов с определенным видом микроорганизмов.
Разработана также базовая технология проведения очистных и рекультивационных работ. Исследования проходили в течение 15 лет. Вот схема, по которой шли испытания: теоретическая подготовка по созданию биопрепаратов, выделение штаммов из нефтезагряз-нений и уже технология создания биопрепарата, затем лабораторные исследования имеющихся штаммов на эффективность утилизации конкретного нефтяного загрязнения, затем производство биопрепарата, комплекс агрохимических и агротехнических мероприятий и уже непосредственно очистка почвы.
ВНИИГРИ более 15 лет работает по проблеме предупреждения и ликвидации нефтяного загрязнения почвенных экосистем. За это время разработаны теоретические, методологические и методические основы:
- проведения комплексного нефтеэкологического мониторинга как основы для оценки негативных последствий углеводородного загрязнения почвенных экосистем;
- оценки нефтеэкологической ситуации на загрязненной территории на момент проведения мониторинга, так называемый нефтеэкологический аудит;
- построения нефтеэкологических карт различного масштаба и назначения;
- проведения нефтеэкологической экспертизы загрязненной территории как основы для разработки оптимального проведения нефтеочистных работ.
ВНИИГРИ также располагает большим опытом проведения конференций, совещаний, семинаров различных уровней по вопросам нефтеэкологии.
Как я уже отметила, биологический метод очистки требует специального подхода. Система состоит из трех частей: нефтяной загрязнитель, почва и микроорганизмы — либо те, которые остались в почве, либо те, которые внедряются в почву в виде биопрепарата. Если посмотреть на состав нефти, то мы увидим, насколько это сложная система, поэтому углеводородокисляющие организмы относятся по-разному к разным классам углеводородов. Легкие углеводороды в составе нефти наиболее чувствительны к биоокислению и могут био-деградировать до 100%. Затем идут чувствительные, умеренночувствительные, устойчивые и высокоустойчивые. Высокоустойчивые компоненты могут абсолютно не подвергаться биодеструкции, максимум они могут окислиться до 30%, поэтому странно читать рекламы биопрепаратов, которые якобы способны утилизировать мазут на 100%.
У нас в стране нет метода контроля за степенью очистки, а те нефтепродукты, которые по ГОСТу считаются основным показателем загрязненности, составляют только часть нефтяного загрязнения. Поэтому когда пишут «100% очистка», подразумевается только легкая фракция нефтепродуктов, а само нефтяное загрязнение деградирует в гораздо меньшей степени. У нас в лабораторных исследованиях утилизация керосина составила 96%, дизельного топлива — 76%, нефти — 10%, мазута — 36%. Чем легче углеводород, тем больше степень его утилизации.