Методика проведения оздоровительных занятий для женщин в период беременности

Актуальность. Беременность и роды - серьезное испытание для женского организма и, в настоящее время, не вызывает сомнения необходимость заблаговременной подготовки беременной женщины к предстоящим родам. Эта подготовка является профилактическим мероприятием по предупреждению осложнений беременности и родов. Среди многочисленных причин и факторов, обуславливающих развитие акушерской патологии, большое значение имеют: недостаточная двигательная активность современной женщины, переедание. В таком состоянии женщины все чаще желают знать что сжигает жиры в организме, какие упражнения и, главное, что можно делать при беременности.

При разработке программы занятий мы исходили из следующих принципиальных методологических позиций.

Физические упражнения необходимо выполнять во время беременности независимо от того, занималась ли женщина гимнастикой до беременности или не занималась. Женщины, занимавшиеся гимнастикой и раньше, могут продолжать привычные для них упражнения и во время беременности, но только соблюдая некоторые меры предосторожности, избегая больших нагрузок и резких движений. До 16 недель беременности в дни, соответствующих менструальному циклу, неосторожные движения создают опасность выкидыша.

По мнению Г.С. Федоровой, женщинам рекомендуется заниматься гимнастикой ежедневно. Все приемы следует выполнять медленно, плавно и равномерно, избегая быстрых и резких движений. Длительность каждого упражнения не должна превышать 2-3 минуты, после каждого упражнения необходима пауза в 30-40 секунд до полного отдыха.

Помещение должно быть хорошо проветрено и иметь температуру не ниже 18-20°. Одежда свободная и не стесняющая движения. После занятий рекомендуется влажное обтирание всего тела, небольшой отдых (10-15 минут). Длительность занятий постепенно возрастает с 15 до 40 минут и затем в III триместре снижается до 25 минут.

Занятия физическими упражнениями строятся с учетом основных принципов физического воспитания (возраст, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, сопутствующие заболевания). Физические упражнения являются общеукрепляющими и профилактическим средством.

Занятия имеют традиционную схему построения и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В основной части используются главным образом специальные упражнения, в подготовительной и заключительной - общеразвивающие упражнения.

Используются упражнения как с предметами, так и без них. Исходные положения разнообразны, но акцент делается на И.П. - лежа на спине и на боку, сидя, в упорах.

О влиянии гимнастики на состояние беременной судят по частоте сердечных сокращений, артериальному давлению и сохранению хорошего самочувствия.

Первый триместр (1-16 неделя) характеризуется сложной перестройкой организма в связи с зачатием, поэтому требуется осторожность в дозировке нагрузки и применении упражнений, повышающих внутрибрюшное давление.

При построении занятий в водном разделе можно использовать упражнения для дистальных и проксимальных отделов рук и ног, дыхательные статические и динамические упражнения, упражнения в общем расслаблении. В основной раздел включают упражнения для тренировки грудного и брюшного типа дыхания, мышц брюшного пресса и тазового дна. Не следует назначать упражнения, вызывающие резкое повышение внутрибрюшного давления (подъем прямых ног, переход из положения лежа в положение сидя). В основной раздел занятий вводят упражнения для напряжения и расслабления мышц брюшного пресса в исходном положении сидя, лежа на спине, лежа на боку. В заключительном разделе занятия используют упражнения общеукрепляющие, без включения больших мышечных групп, дыхательные упражнения статического и динамического характера и упражнения в общем расслаблении.

Продолжительность занятия 15-20 минут. В сроки, соответствующие менструации, целесообразно уменьшить число повторений упражнений, исключить сложные и сократить время занятий на 5-7 минут.

Цель занятий:

  • оказать общее оздоровительное влияние на организм женщины;
  • научить навыкам полного дыхания, диафрагмального дыхания;
  • начать постепенную адаптацию сердечно сосудистой системы матери к физическим нагрузкам;
  • обеспечить оптимальные условия для развития плода и связи его материнским организмом.

Второй триместр (17-32-я неделя). Для этого триместра характерно существенное смещение общего центра тяжести, интенсивный рост массы тела беременной женщины, значительные изменения места нахождения матки. В первой половине II триместра выравнивается общее состояние беременной женщины. Во второй половине этого триместра вследствие сильного увеличения матки (дно располагается между мечевидным отростком и пупком) значительно ограничивается подвижность диафрагмы, затруднено крово - и лимфообращение, что нередко, приводит к отеку нижних конечностей, возникает опасность расширения вен. Могут появиться боли в поясничной области.

Цель занятий:

  • укрепить и сделать более эластичными мышцы промежности;
  • укрепить мышцы живота;
  • укрепить мускулатуру тела;
  • увеличить подвижность позвоночника, крестцово-повздошных сочленений;
  • увеличить адаптацию сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

В первой половине II триместра вводятся дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе. Освоение этого упражнения обеспечивает продуктивную потужную деятельность (предотвратит ее слабость). Не рекомендуется использовать упражнения в исходном положении лежа на животе. Продолжается использование упражнений I триместра.

Укрепление мышц живота необходимо для обеспечения хорошего мышечного корсета, который позволит улучшить потужную деятельность во время родов, уменьшит боли в пояснице. После родов хорошо развитые мышцы быстрее сокращаются и предотвращают отвисание живота и опущение органов брюшной полости. Используются упражнения наклоны и повороты туловища, попеременное сгибание и разгибание нижних конечностей. Решение этой задачи позволит значительно облегчить прохождение головки плода и предотвратить разрывы. Используются упражнения в напряжении и расслаблении ягодичных мышц и одновременным втягиванием ануса. Решение двух последних задач направлено непосредственно на облегчение родового акта. Используются упражнения в исходном положении стоя на четвереньках, коленно-локтевой стойке - отведение и приведение прямой и согнутой нижней конечности, сгибание и разгибание ее, выгибания и прогибания спины, выпады и полуприседания с опорой одной ноги о гимнастическую стенку. В целях профилактики плоскостопия значительное внимание уделяется корригирующим упражнениям для стоп: перекаты гимнастической палки, поднимание и опускание мелких предметов из исходного положения сидя. Для борьбы с отеками во второй половине этого триместра 50% упражнений используются в исходном положении лежа и сидя и приподнятой голенью (сгибание и разгибание стоп, попеременное подтягивание колена к животу)

Третий триместр (33-40-я неделя). Отмечается дальнейшее затруднение функции внешнего дыхания, кровообращения, пищеварения, венозные застои. Дно матки расположено у реберной дуги. Ограничивается объем движений в суставах нижних конечностей. К концу периода матка несколько опускается, что облегчает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Цель занятий:

  • выработать двигательные навыки, необходимые в родах;
  • устранить застойные явления в малом тазу и нижних конечностях;
  • поддержать достигнутый уровень физической работоспособности.

Беременные упражняются в глубоком ритмичном дыхании с акцентом нагрудной тип, в занятиях используются исходные положения и упражнения, способствующие расслаблению длинных мышц спины и брюшной стенки, упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы (в исходном положении сидя и лежа). Основное внимание уделяется упражнениям на расслабление и растягивание мышц тазового дна и упражнениям, увеличивающим подвижность крестцово-повздошных сочленений, тазобедренных суставов и поясничного отдела позвоночника. Целесообразно 90% упражнений проводить в исходном положении сидя и лежа. За четыре недели до родов женщина учится тужиться (в исходном положении - лежа на спине, колени согнуты, кисти на коленях, подбородок опустить на грудь; глубоко вдохнуть, задержать дыхание и тужиться как при твердом стуле). Навыки этого упражнения облегчают потужную деятельность. Наибольшее время третьего триместра отводится психопрофилактике.

Вывод. Физическая культура - один из методов профилактики медицины. В настоящее время она приобретает все большее значение во всех областях медицины, в том числе и в акушерстве. Многие отечественные акушеры установили, что физкультура способствует нормальному течению беременности. Физические упражнения являются раздражителем, который оказывает на организм не только местное, но и общее воздействие, вызывая изменения его реактивного состояния. Они также существенно влияют на коррекцию различных физиологических механизмов, способствуя улучшению физиологических отношений в организме, приводящих к развитию функциональной адаптации.

Таким образом, физическая культура помогает организму женщины приспосабливаться к измененным условиям существования, связанным с беременностью.

Литература

  1. Антонова Г.Г. Особенности динамики физического состояния студенток нефизкультурного вуза в результате занятий комплексными видами оздоровительного финтеса / Г.Г. Антонова, М.Ю. Ростовцева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 10. - С. 36.
  2. Александрова В.А. Физическое состояние занимающихся оздоровительной аэробикой на основе спортивных единоборств / В.А. Александрова, М.Ю. Ростовцева // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ : материалы науч. конф. проф.-преподават. и науч. состава РГУФКСиТ / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2010. - С. 4-6.
  3. Блеер А.Н. Анализ соответствия нормативных квалификационных требований профессионального стандарта «Тренер» реализации подготовки тренерских кадров в системе высшего профессионального образования в России / А.Н. Блеер, А.Г. Баталов, А.В. Скотникова, И.П. Космина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. -С. 6-9.
  4. Жерносек А.М. Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ-аэробикой / А. М. Жерносек, М.Ю. Ростовцева // Вестн. спортив. науки. - 2006. - № 4. - С. 37-39.
  5. Жерносек А.М. Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ-аэробикой / А.М. Жерносек, М.Ю. Ростовцева, В.А. Чубакова // Международная научно-практическая конференция "Фитнес 2007", 14-16 нояб. 2007 г. / сост. Т.С. Лисицкая ; науч. ред. Ю.К. Гавердовский ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики гимнастики. - М., 2007. - Тетр. вторая. - С. 23-28.
  6. Ростовцева М.Ю. Концептуальные основания развития технологии групповых фитнес-программ / М.Ю. Ростовцева // Международная научно-практическая конференция "Фитнес 2007", 14-16 нояб. 2007 г. / сост. Т.С. Лисицкая ; науч. ред. Ю.К. Гавердовский ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики гимнастики. - М., 2007. - Тетр. вторая. - С. 60-62.
  7. Ростовцева М.Ю. Что такое «степ-тач» или Ода аэробике! / М.Ю. Ростовцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -
    2007. - № 4. - С.9.
  8. Олейник А.В. Трехмерная компьютерная модель как информационная база конструкторско-технологических работ в условиях инжиниринга / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л. В. Кузнецова и др. // Технология машиностроения. -2010. - № 2. - С.31-36.
  9. Олейник А.В. Использование сети Петри для создания методик анализа параллельно протекающих процессов в моделировании управления производственными процессами / А.В. Олейник, М. Е. Ставровский, Л. В. Кузнецова // Технология машиностроения. - 2010. - № 4. - С.57-60.
  10. Олейник А.В. Методика оптимизации производственных процессов службы технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях ОПК / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др. // Технология машиностроения. - 2010. - №12. - С.54- 58.
  11. Олейник А.В. Методика оптимизации производственных процессов службы технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях ОПК / А.В. Олейник, М.Е. Ставровский, Л.В. Кузнецова и др. // Экономика и управление в машиностроении. - 2010. - № 6. - С.47-52.
  12. Кузнецова Л.В. Методика внедрения CALS-технологий на предприятиях автомобилестроения / Л.В. Кузнецова, А. В.Олейник, М. Е. Ставровский. - М., «МАМИ». - 2010. - № 2 (10). - С.225-236.
  13. Олейник А. В. Метод графов в теории надежности и практике технического сервиса / А. В.Олейник, Е. А. Лукашев, С. П. Посеренин, М.Е. Ставровский. - М., «МАМИ». - 2010. - № 2 (10). - С.236-247.

Автор: Скотникова А.В., кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Москва, Россия

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: