Музыкально-творческая деятельность школьника на уроках музыки с использованием специализированного программного обеспечения GARAGE BAND НА БАЗЕ MAC OS

Одним из приоритетных направлений российского общества является образование. В связи с этим, в России воспитание и образование ребенка, его всестороннее развитие — важнейшая задача на сегодняшний день.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Полученные творческие способности молодежь может воплощать в современных интернет-пощадках, таких как Tik Tok или при работе в webcam студии.

Электронная музыка — это направление, сформировавшееся в середине XX века на базе электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Музыканты издавна стремились к обогащению инструментария, к расширению звуковой палитры, а часто и к особым звуковым эффектам. Электронная музыка, пожалуй — одно из самых неоднозначных музыкальных направлений. Она многообразна и не имеет канонов. В ней отсутствуют какие-либо рамки. Музыканты, сочиняющие электронную музыку, не ограничены шаблонами. Они просто творят.

Восприятие электронной музыки весьма не простое. Конечно, с этим можно поспорить. Но есть небольшое замечание: электронную музыку либо понимают, либо не понимают. Электронная музыка, как и классическая, способна дать слушателю бурю эмоций. Она может управлять настроением, вызывать восторг, радость и ощущение непонятного счастья. Она успокаивает и вызывает тоску, ноющую боль в груди, потому что это музыка нашего поколения, музыка конца XX и начала XXI века. Эта музыка отвечает всем потребностям современного слушателя.

В техногенном мире мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают огромное влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Если раньше ребенок мог получать информацию из учебника, справочной литературы, лекции учителя, конспекта урока, то сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен применять в учебном процессе новые методы подачи информации. Содержание урока определяет и форму его организации. Единство свойств содержания и формы представлено в таком понятии, как «жанр». Жанр — системообразующее понятие в художественной культуре, которое представляет взаимообусловленность свойств содержания и формы.» В своей педагогической практике применяю такие жанры, как:

  • «творческий портрет» — этот жанр урока концентрирует содержание на творчестве одного композитора, исполнителя. Такое конструирование содержания позволяет погрузиться в мир человека — творца, перенять его опыт из первых рук;
  • творческая лаборатория — особенностью содержания этого жанра являются способы практических действий, которые требуют неоднократного повторения одних и тех же приемов, операций, работу с одним и тем же музыкальным материалом. В данном жанре я конструирую уроки «инструментального исполнительства», «импровизаций и сочинений музыки»;
  • интегрированный урок музыки — специфика этого жанра в рассмотрении содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными дисциплинами. Задача этого жанра урока — вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель такого урока шире предметной.

Выбор жанра определяется от степени организованности, активности, мобильности класса. Так, дети с удовольствием идут на урок — изобретательство, урок — концерт.

Развивая музыкальные способности своих учеников, я делаю акцент на развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. При этом я ищу наиболее оптимальные виды деятельности на каждом уроке, исходя из темы. Так, например, изучая творчество Н.А.Римского-Корсакова в 6 классе, учащиеся, прослушав фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» оркестровой интермедии «Полет шмеля» в оригинальном исполнении, придают ему новое звучание при помощи ПО Garage Band с использованием электронных инструментов и сравнивают полученный результат с исходным материалом. Считаю необходимым применять новые формы и стиль взаимодействия ученика и учителя, ученика с учебным материалом; новые организацию и форму проведения урока; новую организацию контроля и самоконтроля. Сегодня школьник гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Улучшая модель урока, я определила для себя некоторые задачи:

  1. Необходимо изменение роли ученика на уроке музыки: из пассивного слушателя сделать ученика активным участником учебного процесса. Тогда ученик и учитель становятся партнерами учебного процесса.
  2. Еще одной важнейшей задачей, считаю формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия, т.е. это развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки: они учатся петь, играть на детских музыкальных инструментах, знакомятся с элементами пластического интонирования (музыкально-ритмические движения, импровизация).

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке. Специфика предмета «Музыка», методика его преподавания и методические приемы позволяют в процессе урока предлагать учащимся выступить в качестве композитора, исполнителя, слушателя. Необходимо добиваться, чтобы деятельность школьников на уроках музыки осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме. Это станет возможным тогда, когда каждый ученик самостоятельно будет воспроизводить процесс рождения музыки, самостоятельно осуществлять творческий выбор выразительных средств, которые, по мнению ребенка, лучше и полнее раскроют жизненное содержание его произведения. В полной мере раскроют творческий замысел автора и исполнителя.

На уроках музыки можно использовать такие формы работы с ИКТ, которые будут способствовать пробуждению интереса к музыке у школьников разного возраста, развитию музыкальных способностей, навыков импровизации, сочинению музыки, а также продемонстрируют электронное музыкальное творчество в виде компьютерных музыкальных аранжировок.

Применение специализированного программного обеспечения Garage Band на базе Mac OS поможет раскрыть творческий потенциал учащихся и наполнит каждый урок рождением новой музыки.

Педагог должен владеть информацией в сфере музыкальных потребностей своих учеников для успешного художественно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития. Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности позволяет приобщить к высокохудожественным музыкальным ценностям всех школьников как с музыкальной подготовкой, так и без нее. Это значительно расширяет круг заинтересованных обучающихся, вовлекает их в процесс музицирования, формирует достаточно хороший эстетический вкус, способствующий значительному повышению музыкальной культуры школьников и культуры общества в целом.

Мои наблюдения за обучающимися в ходе уроков музыки с использованием ПО Garage Band показали, что в момент создания музыкального произведения средствами новых компьютерных технологий активизируются фантазия школьников, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. В процессе такой музыкальной деятельности учащийся «составляет» свою музыку из отдельных элементов, создавая целостный музыкальный образ, подчиненный творческому замыслу начинающего «творца-композитора», что способствует значительному повышению учебно-познавательной активности и интереса учащихся к музыке. Процесс композиции формирует творческую личность, развивает образное мышление школьника, его музыкальные способности, а главное, помогает формированию полихудожественного сознания и духовного развития. Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие, которые необходимы для осуществления любой музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей позволяет школьникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, строение музыкальной речи. Это, в свою очередь, является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей. Ученики с большим интересом осваивают искусство аранжировки и композиции в программе Garage Band. Использование ПО Garage Band на уроке музыки позволяет наиболее глубоко осваивать учебный материал таких тем, как: «Музыкальные жанры» — 1 класс, «Интонация», «Развитие музыки», «Формы музыки» — 2 класс, «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство» — 4 класс, «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия» — 6 класс, «Музыка и современность» — 7 класс.

Работа с ПО Garage Band на уроке музыки, а также систематическое внедрение ПО в образовательное пространство не только самого урока, но и предмета в целом оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, особенно в процессе восприятия произведений искусства. Занятия искусством, сочинение собственных музыкальных произведений помогают снять учебные перегрузки. Повышается успеваемость, расширяется кругозор в мире компьютерного ПО. Ученик знакомится с передовой операционной системой Mak OS, развивает свои композиторские способности. Применяя на уроках музыки новые технологии, а именно ПО Garage Band, учитель развивает музыкальные способности каждого ребенка, его творческие и исполнительские задатки. В силу своей компактности и законченности, Garage Band позволяет быстро записать родившуюся идею, наложить необходимые партии, дописать живые инструменты или голос, обработать эффектами, смикшировать все это и получить готовую композицию. Принцип работы с программой GarageBand интересен и прост. Ребенок, сочиняя свою композицию, может проиграть ее как на миди-клавиатуре, компьютерной клавиатуре, так и при помощи отдельных сэмплов. При этом каждый инструмент записывается на отдельной дорожке, что упрощает возможности редактирования музыкального материала.

Несмотря на простоту работы с Garage Band, программа выдает вполне профессиональный музыкальный продукт, который можно смело отправлять на заключительную обработку и подготовку к выпуску. А звуковое сопровождение для аудио-видео продукции для ТВ и радио можно смело делать сразу в программе.

«Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л.Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В.Асафьев писал, что творческое начало способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б.М.Теп-лов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А.Вет-лугиной, творчество является важным условием и средством развития способностей образного видения мира»1. Я считаю, что творческое начало должно развиваться не только в начальной школе, но и иметь продолжение в среднем и старшем звене обучения. Оно проявляется не только в оценочном суждении о восприятии какого-либо произведения, его интерпретации, но и в собственном творчестве, сочинении своих произведений. А применение ИКТ и ПО Garage Band позволяет в полной мере развивать творческое начало ребенка.

В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель и ученик овладели компьютерными программами и технологиями. Появляются в классах новая компьютерная техника, интерактивные доски, музыкальная студия с миди-клавиатурой... Я, как учитель-музыкант, в своей педагогической деятельности важным средством в достижении эффективного результата вижу необходимым использование возможностей информационно — коммуникационных технологий и ПО Garage Band. Это дает возможность в полной мере раскрыть творческий потенциал учащихся.

Автор: О.Б.Шеина

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: