Состояние дела охраны и использования памятников истории и культуры России на современном этапе

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Конституция РФ, ст.44)

I

После 70-х годов прошлого столетия Министерством культуры РФ были выявлены и внесены в список 115 исторических городов, в 1990 году на совместной коллегии Министерства культуры РФ, Госстроя РФ и ЦС ВООПИиК в этот реестр были включены уже 545 российских исторических городов и населенных пунктов, а сегодня предлагается около 900. Начиная с 1970-го года, специализированные проектные организации разработали на основе подзаконных актов около 150 проектов зон охраны и 120 генеральных планов городов.

Около 40% проектов были согласованы с Министерством культуры РФ и местными органами власти, хотя правительство России утвердило из них только 5%. Необходимо напомнить, что все это было при плановой системе финансирования из государственного бюджета.

Однако после реформ в государственной политике, с 1991 года и по нынешний день, финансирование проектных работ уменьшилось в 3-4 раза, и это резко отразилось на реализации генпланов и уже согласованных проектов зон охраны исторических городов.

Результаты такой недальновидной политики очень скоро привели:

  • к ухудшению положения профессиональных кадров в области разработки проектов в целом;
  • к реорганизации многих градостроительных институтов и образованию как частных мастерских, так и небольших государственных унитарных предприятий
    (ГУП).

В это же время многие административные органы городов и областей остались без государственной поддержки и четких направлений в области сохранения архитектурного исторического наследия. Началась хаотичная выборочная застройка на территориях зон охраны, зон регулирования застройки и охраны ландшафта. В результате признаки деградации уже сейчас проявляются в области культуры исторических городов и заповедных территорий.

Сейчас создалась просто катастрофическая ситуация в реализации генпланов городов, так как отсутствуют современные концепции развития исторических территорий. В этом можно убедиться на примерах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Ярославля, Анапы, Екатеринбурга, Вологды и ряда других крупных населенных пунктов. Требуется срочная корректировка генпланов городов на основе ряда законодательных документов в области политики, экономики, экологии и культуры, с учетом максимального сохранения исторического наследия.

Но современные чиновники «от культуры» демонстративно не желают слушать доводы старейших специалистов - архитекторов и градостроителей, им не интересны призывы ученых, историков, искусствоведов, краеведов и общественности. Некоторые чиновники хладнокровно предлагают не только уменьшить и так скудное финансовое обеспечение, но и сократить список исторических городов с 545 до 70, то есть в 8—10 раз! На примере реконструкции старых центров городов видно это ужасающее падение. Вместо гармонизации пространственной системы получается ее визуальное разрушение и исчезновение сознания исторического процесса.

II

Всегда «душой» любого города являлся его исторический центр, культурная энергетическая среда которого напитывалась многими поколениями. И именно в этих «оазисах» по принципу «не навреди» опасны любые строительные нововведения. Но так как уже нарушена вся градостроительная концепция, а государственные законодательные структуры, на которых лежит ответственность, благодушно бездействуют, коррозия вседозволенности разъедает и безвозвратно меняет архитектурно-пространственную и образную характеристику лица исторических городов. Безграмотный подход к функциональному использованию исторической среды наблюдается повсеместно. Ни в одной стране мира вы не увидите такого воинствующего вандализма.

Флагманами и первыми жертвами финансового натиска стали Москва и Московская область. Их потери неисчислимы. Безвозвратно теряет свой узнаваемый облик древняя столица. Эпидемия «нового градостроительства» охватила Санкт-Петербург и область. Еще недавно безумной показалась бы сама мысль об изменении исторического облика града Петрова и тем более о строительстве гигантской башни «Газпрома» не где-нибудь, а напротив творения Растрелли — Смольного монастыря! Увы, реальность беспристрастно ставит перед фактом, что это еще не предел!

Другой пример из этой же серии «страшилок» — строительство новой сцены Мариинского театра здесь же, на Театральной площади. Такое и во сне не приснилось бы, но «новшество» французского архитектора Перре покорило своей оригинальностью жюри конкурса. Архитектурное пространство этого места создавалось зодчими Ринальди и Тома Томоном, Кавосом и Бенуа. Здесь лицом к лицу стоят громады двух театров, Большого и Мариинского, носителей классического и неоренессансного стилей. Не считаясь с изысканностью окружающих строений, по проекту Пере новая сцена театра будет покоиться под сводами, напоминающими изломанные крылья летучих мышей.

И почему у нас не в чести отечественная архитектурная школа и ее традиции? Как, скажите, заезжий архитектор почувствует энергетику русского города, не понимая славянского менталитета!

«Иваны, не помнящие родства» уничтожают историю великой России, покушаясь на памятники истории и культуры, постепенно лишая будущие поколения страны ее исторической значимости. Не этого ли добивались немецкие военные теоретики при нападении на Россию в 1941 году? Они прекрасно понимали, что достаточно лишить русских людей памятников культуры, и через десятки лет эта нация лишится своих исторических корней.

И вот теперь «враг внутренний» активно «обустраивает» запретные территории заповедных зон. Повсеместно внедряются выборочные, штучные застройки, с преобладанием торговых и офисных зданий, диссонирующие с уникальными архитектурными комплексами и объектами. Безвозвратно меняют характеристику городов всякого рода коттеджи, казино, увеселительные заведения и др. Некомпетентность и безнаказанность различного рода спонсоров и инвесторов, учитывающих только личные амбиции, проявляется, с их стороны, в совершенном отсутствии интереса к сохранению исторического наследия. И таких примеров множество.

Например, в Ульяновске сложилась очень тяжелая обстановка вокруг Государственного архива Ульяновской области. Вопрос о строительстве нового здания архива до сих пор не находит разумного решения и становится важной проблемой города.

В историческом центре Астрахани для расширения территории больницы предлагается снос исторического памятника, в котором находится музей этого старейшего медицинского заведения.

Россия резко изменила свой образ. Проведение многочисленных политических и экономических реформ не улучшило положение в стране, а только осложнило.

Необходим скорейший пересмотр программ по экологии и культуре. Отставание от цивилизованных стран в этой сфере чудовищно!

Необходим, как воздух, национальный проект по сохранению культурного исторического национального наследия России.

Необходим крепкий и жесткий закон по охране и защите этого наследия, начиная, в первую очередь, с печатного слова и культуры речи.

Только переход на новую систему финансирования с привлечением умных инвесторов и меценатов, создание самых престижных условий для их участия в таких проектах и их всевозможное поощрение со стороны государства и общества, сможет сохранить и развивать все то, что еще имеем. Только тогда мы сможем сохранить памятники истории и культуры не только в 50-ти или 70-ти, а во всех 545 городах.

Положительный экономический эффект может дать и новое многофункциональное использование музеев и исторической застройки городов.

III

Роль общественных органов и исполнение современного градостроительного кодекса в данном вопросе имеют огромное значение. И это закономерно. Только широкое общественное обсуждение с предоставлением всего комплекса наработанных материалов на предпроектном этапе может дать положительный результат.

Примером такого обсуждения на градостроительном совете ЦС ВООПИиК было рассмотрение проектных работ исторически значимых объектов в их предварительной стадии. Например:

  • реконструкция гостиницы «Россия» в историческом ядре центра Москвы, выполненной совместной проектной группой из Англии и Москвы;
  • новое строительство второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге, выполненной на основе международного конкурса, в котором победил французский архитектор Перре;
  • реконструкция больницы, исторического памятника в Ростове-на-Дону. Из-за строительства новой многоэтажной гостиницы «Ибис» с участием зарубежной кампании могла измениться планировочная структура и архитектура города в целом.

Центральный Совет ВООПИ-иК отклонил от согласования новое строительство административного центра «Газпрома» в Санкт-Петербурге, в районе Охты, с явным нарушением плоскостного силуэта северной столицы.

Кроме этого на градостроительных советах были рассмотрены десятки проектов и предпроектных предложений различных организаций в разных регионах и городах страны. Благодаря общественному и профессиональному обсуждению членами ВООПИиК, многие проекты были переделаны или отклонены в соответствии с законодательством об охране памятников истории и культуры России. Только широкое участие общественности в рассмотрении этих вопросов дает возможность остановить процесс разрушения и исчезновения исторического наследия.

IV

Еще одной важной причиной частичного уничтожения центров исторических городов стало сокращение в 3—4 раза государственного финансирования на реставрацию, консервацию и обновление функций памятников истории и культуры. Вызывает огромную озабоченность быстрый износ памятников истории и культуры. На территории России таких объектов федерального и муниципального значения насчитывается около 90 тысяч. Из них 30% находится в аварийном состоянии.

От нерадивого использования и негативного природного воздействия каждый день разрушаются и погибают от одного до трех объектов культуры. Плохая эксплуатация памятников арендаторами и слабый контроль государственных органов охраны памятников, как федеральных, так и региональных, отсутствие комплексной концепции развития прилегающей территории приводят исторические объекты к разрушению. Выходом из этой ситуации, особенно в малых и средних городах, может быть замена реставрации на консервацию памятников.

Исчезновение памятников истории и культуры, доведенных до аварийного состояния, является камертоном катастрофического состояния культурного наследия России.

V

Принятие в 2002 году Закона «Об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации» не принесло положительных результатов по ряду важных причин.

Во-первых, до сих пор не определен государственный реестр памятников истории и культуры федерального и муниципального значения.

Во-вторых, в этом Законе не прописан вопрос о финансировании разработки проектов и реставрации памятников.

В-третьих, не определена роль общественной организации ЦС ВООПИиК в деле согласования проектов и финансирования самого ЦС ВООПИиК.

В-четвертых, не точно прописан порядок утверждения проектов по историческим городам. Уже два десятилетия ведется усовершенствование законодательства в области градостроительства и охраны памятников истории и культуры России. Результат оказался плачевным. Ничего хорошего не дали ускоренные темпы развития частной собственности и недоработка земельного законодательства в области реконструкции центров исторических городов.

За период новых реформ, с 1991 по 2002 годы, произошли колоссальные изменения в государственных и правительственных органах. Не способствовали стабильности частая смена министров, ликвидация Госплана РФ и Госстроя РФ, переструктуризация Минкультуры РФ и сокращение градостроительных институтов и институтов по реставрации памятников. В это же время была лишена государственного финансирования крупнейшая всероссийская общественная организация ЦС ВООПИиК.

Ушли из жизни крупные общественные деятели науки и культуры П.Д. Барановский, Д.С. Лихачев, В.Н. Иванов, Б.В. Раушенбах, Б.А. Рыбаков, И.В. Петрянов-Соколов, Н.А. Пластов, Л.А. Давид, С.С. Подъяпольский. Уходят многие ветераны градостроительства, искусства и сохранения исторического наследия.

Постоянное реформирование государственных органов охраны памятников истории и культуры привело к несогласованности действий в этих организациях, к значительному уменьшению финансирования работ по реставрации. Сокращение кадрового состава специалистов в этой сфере деятельности привело к невозможности проведения должного контроля состояния памятников.

Неразбериха в принятых Законах значительно ослабила юридическую защищенность и привела к нарушению законодательства по сохранению памятников истории и культуры многонациональной России. Еще нет ни одного примера привлечения к наказанию за уничтожение и неправильное использование памятников архитектуры. Замедление процесса по усовершенствованию законодательства приведет к еще большей потере в сохранении исторического национального наследия. Все это необходимо решать немедленно!

VI

Создание Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации в 2005 году дает возможность передачи в правительственные органы более объективной информации о состоянии культурного наследия России в настоящее время. Важнейшим источником такой информации становятся набравшие силу многочисленные региональные общественные организации. В последнее время наблюдается небывалый рост их активности. Именно с места событий, «из первых рук», поступают через Общественную Палату в Правительство РФ, Управление делами Президента и в Госдуму все необходимые сведения о положении дел в данной области.

Отрадно отметить прекрасные результаты в Тверской области, где мощное общественное движение сыграло положительную роль в формировании нового отношения к преобразованию исторических городов.

VII

За последние годы в России возникла катастрофическая ситуация с созданием реставрационных баз и подготовкой профессионалов по всем направлениям реставрационной науки. Безграмотное и пренебрежительное отношение к этой области практически уничтожило богатую своим прошлым российскую реставрационную школу. В советский период были созданы десятки филиалов институтов «Спецпроектреставрации» Минкультуры РФ и большое количество производственных реставрационных баз, подчиненных «Росреставрации» Минкультуры РФ. В данный момент часть их уничтожена, а оставшиеся перешли на другой профиль деятельности.

Сегодня часты примеры, когда в системе администраций исторических городов отсутствуют специалисты, знающие все категории исторического наследия. Их некомпетентность проявляется как в вопросах планирования зон охраны памятников, так и в незнании списка всех памятников, находившихся на их территории. Даже в исторических городах «Золотого кольца» России не везде имеются подготовленные специалисты.

Очень полезно было бы создать совет старейшин-консультантов по культурному наследию, в который вошли бы все профессионалы в этой области. Именно они являются представителями старой школы и носителями тех знаний, которые они еще могут передать, дабы не прервалась связь времен. Их знания сейчас очень востребованы! Необходимо беречь этот золотой запас!

Очень важно возрождать российское меценатство, которое имеет славное прошлое. Было время, когда богатые люди гордились своими делами на этом благородном поприще, в их среде такое участие считалось очень престижным. Их именами названы музеи, больницы, школы, приюты и др. Сколько средств было вложено в попечительство, в образование, медицину, в социальную поддержку и в различные проекты. И как подметил старейший 90-летний деятель культуры и краевед Зигмунд Оттович Шмидт, выступая на IX съезде ВОО ВООПИиК, необходимо поддерживать, поощрять таких меценатов и не бояться записывать их имена в скрижалях отечественной истории, как это и прежде было принято в России. Помощь таких людей необходима сейчас для сохранения и возрождения объектов наследия русской культуры.

VIII

Одним из важнейших вопросов в организации государственной системы по сохранению историко-культурного наследия является работа Межведомственных и общественных Советов по точности исполнения Законодательства. Разногласия в этой сфере привели к серьезному ослаблению в деле сохранения культурного наследия. Вторжение в эту сферу огромных капиталов и чудовищный рост коррупции в чиновничьих кругах осложнили и ухудшили положение дел.

Общественные организации по сохранению историко-культурного наследия объединяют сотни тысяч людей. Они имели, имеют и должны иметь огромное влияние на всех уровнях государственного управления развитием страны, на всей необъятной территории России от Балтики до Охотского моря.

IX съезд Всероссийской общественной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры призывает общественные организации страны к объединению сил для улучшения дела сохранения, правильного и экономичного использования культурного наследия России.

Авторы:

  • БУЛОЧНИКОВ В.А., Вице-президент Центральной Международной Лиги защиты культуры (МЛЗК)
  • ПАВЛОВСКАЯ Т.В., Журналист, искусствовед

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: