Терминалы самообслуживания: инновации в сфере платежей. Продажа авиабилетов — как собственный бизнес

В России в последние годы все большее распространение получает оказание розничных платежных услуг с участием платежных агентов кредитных организаций (банковских платежных агентов). Банковские платежные агенты предоставляют населению возможность посредством платежных терминалов быстро совершать платежи за широкий спектр товаров, работ и услуг, включая услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, по приобретению авиа- и железнодорожных билетов без необходимости обращения в отделения банков, в том числе онлайн продажа посредством сайтов типа авиабилеты украина. Инфраструктура банковских платежных агентов охватывает многие регионы России. Правовой основой деятельности банковских платежных агентов является статья 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", определяющая порядок заключения соглашений между кредитными организациями и банковскими платежными агентами.

Кроме банковских платежных агентов участие в оказании платежных услуг в части приема платежей физических лиц принимают платежные агенты, заключающие соглашения непосредственно с поставщиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 3.06.09 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами".

Общий объем данного сегмента в 2009 году достиг 649 млрд. рублей, что на 21% больше чем в 2008 году. Количество платежей выросло на 9% до 5,9 млрд. платежей (в 2008 году - 5,4 млрд. платежей). Средняя сумма платежа составила 110 рублей, что на 10% больше аналогичного показателя 2008 года.

В структуре розничных платежей, совершаемых через платежных агентов и банковских платежных агентов, наметилась тенденция к изменению. Так, если в 2008 году доля розничных платежей в пользу операторов мобильной связи превышала 89%, то в 2009 году она составила 81%. Это свидетельствует о развитии функционала банкоматов и платежных терминалов, а также расширении перечня услуг, оплачиваемых посредством их использования. Рост в общем объеме платежей обусловлен увеличением доли таких сервисов, как: погашение банковских кредитов, оплата авиабилетов, услуг жилищно-коммунального хозяйства, доступа в сеть Интернет. Наибольший рост продемонстрировали платежи по погашению кредитов, доля которых выросла в 3 раза.

Инфраструктура приема платежей увеличилась на 14%, составив 400 тыс. устройств.

В сегменте по приему наличных денежных средств российского рынка розничных платежных услуг услуги предлагают следующие небанковские операторы: "Объединенная система моментальных платежей" (бренд "QIWI" (КИВИ), далее - ОСМП), "Группа компаний Киберплат" (далее - Киберплат), "Евросеть", ЗАО "e-port" (далее - Группа e-port) и др. По сравнению с 2008 годом расстановка сил в данном сегменте практически не изменилась. Лидеры остались на прежних позициях: ОСМП, Киберплат, Группа e-port. В 2009 году произошло слияние двух крупнейших компаний отрасли (ОСМП и Группы e-port) в Объединенную компанию ОСМП. В результате чего на рынке появился абсолютный лидер с совокупной долей 49%.

Существенных изменений в развитии сегмента по приему наличных денежных средств российского рынка розничных платежных услуг можно ожидать в связи с вступлением в силу в 2010 году федеральных законов от 3.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и №121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Данные федеральные законы содержат широкий перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых платежные агенты и банковские платежные агенты могут принимать платежи физических лиц.

Кроме того, Федеральным законом №121-ФЗ уточнен целый ряд норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, был снижен размер суммы по операциям, не требующим проведения идентификации плательщика (с 30 до 15 тыс. рублей), расширен перечень операций.

К основным тенденциям развития сегмента по приему наличных денежных средств российского рынка розничных платежных услуг, основываясь на показателях его развития в 2009 году, можно отнести следующие:

  • снижение доли платежей за сотовую связь в общем объеме платежей;
  • увеличение доли платежей по услугам жилищно-коммунального хозяйства и погашению кредитов;
  • рост средней суммы платежа за счет увеличения в общем объеме платежей доли услуг с "большим чеком": банковских кредитов, авиабилетов, жилищно-коммунальных услуг, доступа в сеть Интернет;
  • снижение доли крупных федеральных сетей салонов связи, таких как "Евросеть" и др.;
  • активными участниками становятся кредитные организации, что позволяет прогнозировать еще более интенсивный рост их присутствия в ближайшем будущем.

Автор: Ким Б.Б., Председатель Совета директоров АКБ "1-й Процессинговый" (ЗАО)

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: