Банковская система РФ в условиях финансового кризиса

Перечислим наиболее значимые, проблемы банковской системы РФ: - многосторонний кризис доверия в системе «банк - клиент» в отношениях, как с юридическими, так и с физическими лицами. Признаком такого недоверия служит нарастающее изъятие вкладов без объявления мотивов и целей дальнейшего использования средств, а также существенный рост реализованных рисков кредитования; - недостоверность отчетности банков, прочих юридических лиц и сведений о кредитоспособности физических лиц. Банки свертывают кредитные программы, скрывают проблемную задолженность; - отсутствие достаточного количества проектов, доведенных до стадии финансирования: банки не хотят давать кредиты, а предприятия не могут получить денежные ресурсы на приемлемых условиях; - потеря банками управляемости в кризисных условиях: они не готовы вести стратегическое управление, применять математические методы в экономике, прогнозировать ситуацию. Нет утвержденной модели и расчетов развития всей банковской государственной системы и конкретных банков. Основной перечень антикризисных мер с размерами выделенных средств:

  • 1500 млрд рублей выделено Центробанком «Сбербанку», «ВТБ», «Россельхозбанку» и «Газпромбанку», то есть государственным банкам, из временно свободных средств госбюджета на срок до трех месяцев под 8% годовых;
  • 950 млрд рублей субординированных кредитов сроком до 2020 г. под 8% годовых из средств ЦБ (500 млрд. рублей) и Фонда национального благосостояния (450 млрд. руб-лей), в основном «Сбербанку», «ВТБ» и «Россельхозбанку»;
  • 50 млрд долларов Центробанк выделил-«Внешэкономбанку» для обслуживания зарубежных кредитов, которые должны быть направлены в конкретные компании, в них нуждающиеся;
  • 700 млрд рублей из средств ЦБ безналоговых кредитов на 35 дней под 9,89% годовых для 116 коммерческих банков;
  • 375 млрд рублей составил дополнительный доход коммерческих банков в связи со снижением отчислений в Фонд обязательного резервирования;
  • 140 млрд рублей получили нефтяные компании в связи со снижением экспортных пошлин; - 9 млрд долларов - помощь из госбюджета в 2008 г. «Роснефти» (4,2 млрд долларов), «Лукойлу» (2,0 млрд. долларов), ТНК ВР (1,8 млрд долларов) и «Газпрому» (1,0 млрд. долларов);
  • 2,5 + 2,0 + 0,5 млрд долларов выделено из ЦБ «Внешэкономбанку» под +1 % для поддержки «Связьбанка» и «Глобэкс» банка и «Газэнергопромбанку» для поддержки «Собинбанка».

Участие банка России в реструктуризации банковской системы:

  • повышение суммы страхования вкладов до 700 тысяч, что реально остановило панику вкладчиков. Абсолютное большинство вкладов оказалось защищено этой мерой, и клиенты более-менее успокоились;
  • снижение Банком России нормативов обязательных резервов еще один пример господдержки российской банковской системы. ЦБ значительно снизил нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков на своих счетах, чтобы у банков было больше возможностей для обслуживания предприятий и выплат вкладчикам, желающим получить назад депозиты;
  • компенсация убытков на рынке межбанковских кредитов;
  • введение механизма санации банков с помощью агентства страхования вкладов;
  • курсовые интервенции Банка России;
  • переход на 302-П, т. е. переход в начале года на новые правила бухгалтерского учета в соответствии с Положением 302-П.

Эти правила максимально приблизили российские банки к международным стандартам финансовой отчетности. Основные направления по совершенствованию банковской системы РФ:

  • пересмотреть ограничительную позицию Банка России в отношении возможности кредитования банками физических и юридических лиц под залог открытых этими лицами в указанных кредитных организациях депозитов (вкладов);
  • уточнить правовые отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу корреспондентских счетов и осуществления межбанковских расчетов, с учетом наличия у Банка России с кредитными организациями и их клиентами не только договорных отношений, но и отношений власти и подчинения;
  • расширить возможные формы денежной эмиссии в зависимости от конкретной экономической ситуации, установив порядок их реализации в федеральном законодательстве;
  • разрешить противоречие между явлением, именуемым «денежный мультипликатор», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 29) и ст. 75 Конституции России, в части касающейся формального и фактического ограничения "исключительных" конституционных эмиссионных полномочий Банка России, и в первую очередь, по безналичной эмиссии денег в России.

Автор: Юшков В.В. Нижнекамский филиал ИЭУиП Научный руководитель: ст. преп.: Пугачева М.А.

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: