Институциональной подход в управлении стоимостью компании

Научно-технический прогресс, процессы глобализации рынков формируют четкий вектор развития мировой экономики от индустриальной экономики и экономики услуг к экономике знаний. Данная тенденция подтверждается ростом числа инновационно-активных преприятий в России в 1,8 раз и объема производства инновационной продукции в 4 раза за период 1998-2002 гг. (по данным Росстата). Данный процесс затрагивает все стороны общественной жизни, включая один из основных элементов экономической системы любой страны - ее рынок капиталов, а также корпоративный менеджмент в целом.

В ходе дальнейшего анализа мы докажем недостаточность учета только финансово-экономических факторов при оценке и управлении стоимостью компании в современных условиях. В настоящее время адекватную стоимостную оценку компании можно получить только при особом учете социальных факторов, основными из которых являются общественные институты, уровень и потенциал развития институциональной среды в стране. Следовательно, оценка и управление стоимостью компании должны осуществляться на основе институционального подхода или, другими словами, в условиях институциональной экономики. Традиционно считается, что институционализм зародился и сформировался как отдельное научное направление в первой половине двадцатого века в США. Новые теоретические положения американских экономистов того времени оформились в процессе анализа усилившихся монополистических тенденций в национальной экономике и их непосредственного участия в антитрестовской политике США. В результате выдвинутые ими методики социального контроля над экономикой стали особенно популярны, заняли лидирующее положение в вопросах государственного регулирования экономики, а также предопределили развитие исследований в данном направлении. Они дали толчок к формированию нового социально-институционального научного направления экономической мысли, которое впоследствии получило название институционализма.

Институционализм возник как альтернатива неоклассической экономической теории. Основоположником институционализма считают американского экономиста Т. Веблена, работы которого выходят за рамки основных концептуальных положений неоклассической (ортодоксальной) теории. Методология институционализма, по мнению многих исследователей, сложилась под сильным влиянием исторической школы Германии. Это проявляется в его историзме и учете факторов социальной среды при обосновании путей экономического роста. Свои глубинные корни институционализм связывает с научными достижениями выдающихся экономистов немецкой исторической школы (Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.).

В настоящее время институционализм объединяет многих крупных экономистов, среди которых такие ученые, как Д. Белл, Р. Буайе, Л. Клейн, У. Льюис, Г. Мюрдаль, Д. Норт, Ф. Перру, В. Репке, О. Тоффлер, Р. Хейлбронер и многие другие. В последние годы институциональная теория привлекает все больше и больше внимания. В России сегодня наибольшее распространение получили концептуальные работы зарубежных экономистов, а среди них, прежде всего, исследования Р. Коуза, Д.Порта, О.Уильямсона, в которых основное место занимает объяснение современных экономических процессов и явлений. Теория общего экономического равновесия, являющаяся в настоящее время базовой в научных и академических кругах, не способна объяснить современные реалии и тенденции. Данная теория не способна, в частности, объяснить возникновение, функционирование, взаимодействие, развитие, разрушение и смену социальных институтов, которые являются ключевыми, необходимыми для объяснения процессов и явлений современной экономики. Особую роль институты имеют в транзитивной экономике, например, в российской.

Управление стоимостью компании в настоящее время во многом определяется общественными институтами. Например, правовое обеспечение и регулирование оказывают широкий спектр воздействия на фирму - от благоприятности ее приобретения определенными социальными слоями до прямого влияния на ее конкурентоспособность и финансовые результаты. В целях корпоративного управления и управления стоимостью особое внимание необходимо уделить внутрифирменным институтам, определяющим эффективность управления фирмой и, как следствие, управления его стоимостью. Обратимся к характеристике понятия "институциональная экономика". В учебнике "Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория" под редакцией А.А. Аузана отмечается, что "институциональная экономика - область знаний о правилах экономического поведения: о том, как они "работают", как формируются и меняются, с какими издержками и выгодами связаны их создание, изменение, соблюдение и нарушение".

Более широкое определение институциональной экономики: "Институциональная экономика - одно из основных направлений экономической мысли, объясняющее функционирование и развитие человеческого общества изменением институтов" дается в учебном пособии "Институциональная экономика" А.Н. Олейника. Определение стоимости бизнеса, построенное в рамках институционального подхода и обоснованное дальнейшим исследованием данной работы, звучит следующим образом. Институциональная стоимость бизнеса - цена, за которую владелец бизнеса готов его продать, а потенциальный инвестор готов заплатить в предположении наилучшего использования данного бизнеса, отражающая повышение благосостояния и моральное удовлетворение инвестора с учетом всех рисков бизнеса после несения всех трансакционных издержек по совершению данной ' сделки и в процессе выполнения обязательств по ней.

Под оценкой бизнеса понимается процесс определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале и подготовки экспертного заключения. Стоимость действующего предприятия - это стоимость функционирующего предприятия или стоимость доли акционеров в его капитале. В этом определении предполагается, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль. Под обоснованной рыночной стоимостью понимается цена, по которой совершается акт купли-продажи, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению и обладают достаточно полной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми. В целом необходимо отметить, что в существующем постиндустриальном обществе отсутствует четкое определение стоимости бизнеса характеризующего весь процесс оценки в целом. Это связано с развитием различных институтов и зависимостью предприятий от данных участников экономической деятельности.

Автор: К.С. Лисенкова, г. Казань ИЭУП, Научный руководитель: д.э.н., профессор Крамин Т.В.

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий