Система управления затратами как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Понятие «конкурентоспособность» является одним из базовых в рыночной экономике. В теоретических и прикладных работах экономистов и практиков даются многочисленные определения конкурентоспособности, как правило, сходные по сути, но отличающиеся конкретными формулировками. В данной статье будем рассматривать понятие конкурентоспособности применительно к следующим объектам:

Во-первых, понятие конкурентоспособности может описывать производимые товар или услугу. Под конкурентоспособностью последних будем понимать совокупность потребительских свойств конкретного товара (услуги), отличающих его от аналогичного товара (услуги) конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям.

Во-вторых, понятие конкурентоспособности используется при характеристике хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. В этом случае конкурентоспособность может быть определена как возможность такого субъекта присутствовать на рынке товаров (услуг), получая при этом экономическую выгоду от такого присутствия.

Затраты, их величина и структура являются важной составляющей такого комплексного понятия, как конкурентоспособность предприятия. Иными словами, затраты являются фактором конкурентоспособности товара / услуги и показателем, характеризующим работу предприятия. От их уровня зависят финансовые результаты деятельности, темпы его расширенного воспроизводства, а также финансовое состояние в целом. Кроме того, себестоимость продукции служит основой для соизмерения расходов и доходов, т.е. прибыльности предприятия. Вообще ни одно управленческое решение нельзя осуществить без затрат.

Говоря об уровне затрат, нельзя однозначно утверждать, что высокие затраты являются признаком неэффективного и неконкурентоспособного предприятия, а увеличение определенного вида затрат не является признаком бесхозяйственности.

При прочих равных условиях высокие затраты уменьшают возможность маневра предприятия (сокращают разнообразие возможных стратегических ходов) при ценовой конкуренции, так как затраты определяют себестоимость продукции, а значит, и минимальную цену, которую может себе позволить предприятие. [5, 124]

Эффективное управление затратами, несомненно, повышает рыночную репутацию предприятия. Рыночная репутация, в свою очередь, влечет за собой приверженность покупателей, и здесь надо учитывать, что клиентов легче (дешевле на порядок) удерживать, чем приобретать новых. Косвенным образом хорошая рыночная репутация упрощает доступ предприятия к заемным средствам и доступ к прочим ресурсам. Эффективное управление затратами закладывает базу повышения стоимости компании.
Существование предприятия на рынке экономически оправдано в той мере, в какой затраты, связанные с организацией того или иного вида деятельности, бизнес-процесса, меньше по сравнению с организацией этого вида деятельности рынком, т.е. меньше транзакционных издержек.

Итак, затраты в той степени повышают конкурентоспособность предприятия, в которой они ведут к улучшению финансовых показателей его деятельности и дают возможность улучшить его рыночную репутацию.

Несомненно, конкурентоспособность продукции также находится в прямой зависимости от размеров и структуры затрат, хотя затраты не единственный фактор, определяющий конкурентоспособность продукции.

Современные тенденции развития рынка говорят о том, что потребитель все чаще в первую очередь обращает внимание на качество продукции и послепродажного обслуживания, а лишь затем на цену. Однако все вышеизложенное ни в коей мере не умаляет значении затрат, особенно если принять во внимание низкую потребительную способность населения.

Низкие затраты, а соответственно, и цены позволяют предприятию с успехом проводить стратегию проникновения на рынок и значительно расширять свою долю рынка.
Исследователи обращают внимание на один секрет рыночного капитализма: успешные компании стали таковыми, уничтожив дух свободного предпринимательства. Все они преуспели, создавая монополии, по крайне мере на какое-то время. То есть конкурентное преимущество в каком-то роде создается за счет отказа от конкуренции. Именно умение эффективно управлять затратами может помочь создать достаточно высокий барьер для входа в отрасль конкурента (особенно, если речь идет об отраслях с ярко выраженной кривой опыта и возможностью экономии на масштабе) и предотвратить угрозу со стороны товаров-заменителей.

Особый интерес вызывает соотношение конкурентоспособности и затрат на полный срок службы. Одним из доминирующих параметров изделий (в первую очередь длительного пользования) или продукции производственно-технического назначения, оказывающих значительное влияние на их конкурентоспособность, является цена потребления. [3, 123]

Приобретение товара означает только обязательное условие, начальный пункт его использования. Реализация полезного эффекта продукции достигается в ходе ее эксплуатации, что связано с дополнительными расходами. Поэтому для покупателя исключительно важными являются не только затраты, произведенные непосредственно при приобретении товара (т.е. его продажная цена), но и возникающие в процессе его потребления. По многим же видам изделий они существенно превышают продажную цену.

Поскольку в большинстве случаев покупателя интересует не сам товар, а его способность с наибольшим эффектом удовлетворять конкретную потребность в сравнении с другими аналогичными изделиями, продажная цена выступает лишь в качестве одного из параметров конкурентоспособности приобретаемого изделия. При некоторых условиях этот параметр может играть более существенную роль в процессе выбора покупателем товара, в других случаях - менее существенную. Так, например, в условиях энергетических кризисов 1973 и 1980 гг. в США резко возрос спрос на малогабаритные экономичные легковые автомобили.

Главным показателем технического уровня и качества машин все чаще становится размер расходов, связанных с их эксплуатацией в расчете на единицу выполняемой работы. Так, аналитики голландской автомобилестроительной компании «DAF», специализирующейся на производстве экскаваторов, на основе изучения потребителей своей продукции сделали вывод, что покупатель при выборе машины проявляет значительно больший интерес к затратам по его эксплуатации, чем к закупочной цене. Шведская фирма «VOLVO» заявляет, что обобщающим критерием, по которому можно судить о пригодности грузового автомобиля к эксплуатации и его превосходстве над другими машинами, является производительность, сопоставленная с затратами по использованию. Таким образом, для покупателя любой продукции общие затраты на удовлетворение потребности (цена потребления) состоят из расходов на приобретение изделия и издержек, связанных с его эксплуатацией.

Издержки по эксплуатации машины в общем виде состоят из затрат на обеспечение выполнения данной машиной ее функций (т.е. на создание полезного эффекта), а также из расходов на восстановление ее полезных свойств. Для покупателя в качестве элементов цены потребления выступают также налоги, уплачиваемые государству, расходы по страхованию, льготы, которые могут ему предоставляться в соответствии с действующим законодательством и др. Полные затраты потребителя по приобретению и использованию машины определяются для всего срока ее службы. Таким образом, общая сумма затрат по указанным элементам образует общие расходы покупателя (цену потребления) товара. [4,97]

При анализе цены потребления следует учитывать весьма важный аспект, связанный с тем, что цена потребления зависит от длительности жизни изделия: чем дольше оно эксплуатируется, тем больше общая сумма затрат. Более того, с течением времени изменяется и структура цены потребления. Единовременные затраты осуществляются в момент покупки товара, подготовки к его эксплуатации и в дальнейшем не изменяют своей величины. К ним, в частности, относятся покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. В другую категорию входят текущие затраты, осуществляемые в процессе пользования изделием: эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт, обслуживание, наладка и пр. По своей сути они являются переменными, поскольку по мере старения изделия их величина и структура не остаются постоянными, а общая сумма возрастает и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

Резюмируя, следует отметить, что конкурентоспособность является производной от множества, однако можно с уверенностью утверждать, что затраты, их величина и структура оказывают значительное влияние на конкурентоспособность как продукта, так и производящего его предприятия.
Литература

  1. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А. Организация управленческого учета по системе «директ-костинг»/Аудит и финансовый анализ,- 2001.-№2.
  2. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии: Учебник. - СПб.: Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики: Учебное пособие.-М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2004.- 376 с.
  3. Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга. - М.: ДИС - 2006
  4. Скляренко В.К.,Прудников В.М. Экономика предприятия- Конспект лекций.- М.: ИНФРА-М,2006.
  5. Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия - М.:ИНФРА- М,2006
  6. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.:ИНФРА-М,2004

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий