Использование моделей подсчёта стоимости по типу активностей может упростить проведение анализа различных решений и технологических платформ для оптимизации ИТ-сервисов. Одна из ключевых областей информационных сервисов — анализ эффективности различных решений и технологических платформ для оптимизации взаимодействия пользователей с сервисом. Использование моделей подсчёта стоимости по типу активностей может упростить решение некоторых проблем.
Использование модели учета затрат по видам деятельности может упростить анализ эффективности различных ИТ- решений и технологических платформ с целью оптимизации ИТ-услуг.
Одно из ключевых направлений деятельности ИТ-службы — анализ эффективности различных решений и технологических платформ с целью оптимизации ИТ-услуг, предоставляемых заказчикам. Использование модели учета затрат по видам деятельности может упростить решение таких задач. Предлагаемое решение представляет собой развитие этой модели ИТ- услуги.
ИТ-решение — для чего оно нужно? Модель учета затрат по видам деятельности (ЗВД) ИТ-услуги [1] связывает потребление ИТ- услуги определенного объема и качества с потреблением определенных видов деятельности и вытекающим из него потреблением ресурсов. Денежная оценка потребленных ресурсов составляет себестоимость ИТ-услуги.
В состав ресурсов включены бу сервер, сетевое оборудование, каналы связи, сотрудники ИТ -службы, занимающиеся сопровождением и администрированием почтовой системы, и др. Все изменения затрат порождают одним управленческим решением — избранием технической платформы почтовой системы — и корректный управленческий учет должен объединить их именно с этим решением (рис. 1).
Таким образом, нам нужен учетный элемент, связывающий, во-первых, ИТ-услугу, во-вторых, виды деятельности (ресурсы в ЗВД- модели привязаны к видам деятельности), в-третьих, технические решения и платформы, определяющие потребление видов деятельности. В качестве такого элемента мы предлагаем ИТ- решение — совокупность оборудования, программного обеспечения и других элементов конфигурации, поддерживающих данную ИТ-услугу.
Например, на ПК на аппаратной платформе Intel могут работать несколько ОС — различные версии Windows, Linux, Solaris и др. Соответственно, с технической точки зрения ОС на платформе Intel — вариантное ИТ-решение. Однако выбор ОС в организации может быть ограничен не только техническими факторами, но политиками и стандартами. Если такие стандарты допускают в качестве ОС ПК только Windows, ОС на ПК становится инвариантным ИТ- решением. Инвариантность ИТ-решения может возникать и вследствие технических ограничений, например, крайне сложно и дорого сменить раз выбранный стандарт СКС.
Например, на ПК на аппаратной платформе Intel могут работать несколько ОС — различные версии Windows, Linux, Solaris и др. Соответственно, с технической точки зрения ОС на платформе Intel — вариантное ИТ-решение. Однако выбор ОС в организации может быть ограничен не только техническими факторами, но политиками и стандартами. Если такие стандарты допускают в качестве ОС ПК только Windows, ОС на ПК становится инвариантным ИТ-решением. Инвариантность ИТ-решения может возникать и вследствие технических ограничений, например, крайне сложно и дорого сменить раз выбранный стандарт СКС.
Исходные данные для сопоставления ИТ-решений. Для регулярного использования расширенной ЗВД-модели необходима привязка видов деятельности к ИТ-решениям. В рамках модели процессов ITSM можно использовать базу данных управления конфигурациями. Библиотека ITIL рекомендует иерархическое представление базы данных конфигураций. Верхним уровнем в этом случае становится ИТ-инфраструктура организации в целом, следующим — ее основные блоки, далее — основные части этих блоков и т. д. (рис. 3).
Соответственно представлению ИТ-решения, выбирается способ представления связей с входящими в него элементами конфигурации. Если ИТ-решение — один из элементов конфигурации высокого уровня, то все входящие в него элементы конфигурации автоматически считаются принадлежащими ему.
Таким образом, база данных элементов конфигурации позволяет представить взаимосвязи между ИТ- решениями и элементами конфигурации, а также между ИТ-услугами и ИТ- решениями. В свою очередь затраты видов деятельности привязываются к элементам конфигурации через наряды на работу, а простои — через записи инцидентов и проблем. Эти элементы учета в сочетании с ЗВД- моделью ИТ- услуги [1] полностью охватывают исходные данные, необходимые для построения расширенной ЗВД-модели.
Литература:
- Скрипкин К. Учет затрат по видам деятельности в процессах модели ITSM
- Скрипкин К. Сервисный подход и учет затрат ИТ-службы
Авторы: Ахметова А.Р., Бакеева Й.Р., Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева, Казань, Россия