Публичная собственность во Франции: конституционно-правовой аспект

Изучение института права собственности невозможно без обращения к мировому опыту, нашедшему отражение в основных законах различных государств. В научной литературе в основном рассматриваются вопросы государственного устройства, полномочия органов власти, права граждан в зарубежных странах, а конституционное регулирование публичной собственности обойдено вниманием. Именно поэтому изучение и анализ данного вопроса представляет интерес, как в теоретическом плане, так и с точки зрения понимания, сущности, содержания и иных аспектов публичной собственности.

К общенародной собственности во Франции относятся природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности применяется формула: «это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности».

Во Франции в настоящее время понятие публичной государственной собственности не ограничивается только имуществом, предназначенным для всеобщего пользования. В него также включается имущество, предназначенное для использования публичными службами. В качестве иллюстрирующего примера Дж. Дюфо в своей монографии в первом случае приводит кладбища и публичные рынки, а во втором - музейные экспонаты. Также отмечается, что имущество получает правовой режим публичной собственности автоматически, как только оно начинает находиться в пользовании общества или публичных служб [1]. Все объекты, представляющие исторический, творческий или научный интерес, составляют часть публичной государственной собственности с тех пор, как они задействованы публичной службой, которая имеет целью обеспечить их сохранность и представление публике. Корпорации коммунального обслуживания создаются на основе властного предписания, призваны служить общественным интересам путем снабжения людей определенного района на равных условиях и за разумную компенсацию услугами или предметами потребления, которые в связи со своей природой, местоположением или сущностью производства и распределения могут быть лучше всего произведены и распределены некоторой организованной формой предприятия, работающего под государственным контролем. Яркими примерами таких корпораций являются газовые, электрические, телефонные и телеграфные компании, а также водоканалы, деятельность которых регулируется публично-правовым образованием [2].

Можно выделить следующие характерные черты критерия предназначения для публичных нужд.

Предназначение должно быть прямым, то есть частные лица могут им пользоваться в силу прямого указания. Однако это условие применимо не к любому имуществу, поскольку некоторым имуществом частные лица могут пользоваться свободно, но посредством публичных служб (например, железнодорожные сооружения).

Предназначенность для пользования неопределенным множеством лиц или большинством определенной группы.

Предназначение для публичного использования не обязательно должно быть свободным и бесплатным. В ряде случаев требуется получение позволения и внесение платы (например, дороги, мосты, музеи).

Предназначение для публичного использования с дополнительным условием специального оборудования (обустройства) данного имущества (например, общественные пляжи, парки, фонтаны и т. д.). Отсутствие работ по поддержанию публичного имущества в исправном состоянии может привести к устранению правового режима публичной собственности в отношении данного имущества.

Во Франции, например, согласно постановлению Государственного Совета от 08 февраля 1989 г. леса и перелески, оборудованные для общественных прогулок и не имеющие целью их эксплуатацию, рассматриваются как составная часть публичной собственности. Напротив, общественные леса и перелески, предназначенные главным образом для эксплуатации леса, составляют частную собственность собственников - коллективов. Однако это имущество

также отвечает общественному интересу, заключающемуся в сохранении естественного баланса лесов, защиты окружающей среды [1].

Национальные дороги во Франции остаются публичной собственностью Государства. Напротив, сельские дороги являются путями частной коммунальной собственности, предназначенными для общественного пользования.

Большинство автодорог во Франции являются объектами концессий, выданных государством смешанным коммерческим обществам. Государство может предоставлять концессии и право эксплуатации автодорог только публичным образованиям, объединениям публичных образований или смешанному коммерческому обществу, в котором публичные интересы являются приоритетными.

Что касается собственности государства в военной сфере, то следует указать, что военные объекты, укрепления, недвижимое имущество, принадлежащее государству, предназначенное для Министерства Обороны и специально оборудованное для обороны и безопасности государства, является публичной государственной собственностью. Также включаются в публичную государственную собственность центры дислокации, стрельбища, экспериментальные площадки и т. д. Напротив, казармы, предназначенные для размещения военнослужащих, военные госпитали, военные школы и недвижимость данных служб, которая также предназначена для выполнения соответствующих функций, включены в частную государственную собственность [1].

Использование публичной собственности может быть подразделено на использование общественное или коллективное и использование частными лицами [1].

С юридической точки зрения, общественное использование публичной государственной собственности должно отвечать следующим условиям:

  • общественное использование является анонимным и обезличенным. Имущество предоставляется для всякого лица, при этом не требуется специального и предварительного разрешения администрации;
  • общественное использование осуществляется в условиях конкуренции;
  • общественное использование не может быть непрерывным, оно эпизодическое и прерывающееся;
  • общественное использование должно быть «правильным», то есть соответствовать назначению имущества и быть законным. Однако следует отметить что критерии, которые позволяют отграничить «правильное» использование от «неправильного», зачастую бывают размыты.

Использование публичной собственности частными лицами имеет место тогда, когда пользу извлекают конкретные заранее известные лица (например, журнальные киоски и террасы кафе на тротуарах, автозаправочные станции по сторонам дороги и т. д.)

Использование публичной собственности частными лицами отвечает следующим признакам:

  • использование является индивидуализированным. Передаче имущества в пользование предшествует предварительное составление акта передачи определенных правомочий, позволяющих извлекать выгоду. Такое разрешение является обязательным условием осуществления выбранного вида деятельности;
  • разрешение на использование публичной собственности предполагает передачу владельцу исключительных правомочий;
  • право пользования отдельными видами публичной собственности частными лицами имеет постоянный характер. По истечении определенного срока оно может быть прекращено, но до тех пор, пока действует разрешение, на правомочия владельца никто не должен посягать.

К сожалению, в ряде случаев такое использование может ограничивать возможность других граждан пользоваться в полной мере этими общественными территориями. В то же время предоставление публичной собственности в пользование конкретным частным лицам или организациям может служить интересам всего общества (развитие торговли столь же необходимо обществу, как и самим предпринимателям; производство и подача электроэнергии).

Таким образом, следует указать, что во французской доктрине публичный интерес часто отождествляется с общим, и даже с национальным. Считается, что генеральный, общий интерес составляет одновременно и интерес нации [3]. В Конституции Франции употребляется понятие не «публичный интерес», а именно «национальный интерес» в противовес интересам локальным (ст. 72). При этом классическим французским определением является общий интерес, он занимает высшее место среди всех прочих публичных интересов и служит базой всей системы публичных услуг.

Список использованных источников:

  1. Dufau J. Le Domaine Public. - Paris, 2001. - P. 46.
  2. Basic Property Law. Fifth Edition. By Olin L. Browder, Roger A. Cunningham, Grant S. Nelson, William B. Stoebuck, Dale A. Whitman - St. Paul, MINN., 1989. - P. 994.
  3. Газье А., Талапина Э.В. Публичное право Франции и России: Пересечения и параллели // Правоведение. - 2003. - № 3 (248). - С. 30-54.

References:

  1. Dufau J. Le Domaine Public. - Paris, 2001. - P. 46.
  2. Basic Property Law. Fifth Edition. By Olin L. Browder, Roger A. Cunningham, Grant S. Nelson, William B. Stoebuck, Dale A. Whitman - St. Paul, MINN., 1989. - P. 994.
  3. Gaz'e A., Talapina Je.V. Publichnoe pravo Francii i Rossii: Peresechenija i paralleli // Pravovedenie. - 2003. - № 3 (248). - S. 30-54.

Автор: Автор: Шмакова Е.Б., Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий