Нормативные требования не учитывают в должной мере статистику пожаров. Так, по данным ВНИИПО для жилых зданий за 2011-2016г.г.: более 25 эт. – 3-6-7-13-15-9 пож., погибших –0-0-1-0-0-0 чел.; 17-25 эт. – 621-566-498-637-586 пож., погибших – 16-20-10-13-24 чел.; 10-16 эт. – 2864-2831-2533-2461-2421 пож., погибших – 137-102-123-103-87 чел.; 6-9 эт. – 5-6 тыс., 300-350 погибших. По всем зданиям за 2012-2016г.г.: более 25 эт. – 13-15-29-25-16 пож., погибших –0-1-1-0-0 чел.); 17-25 эт. – 658-616-563-689-628 пож., погибших – 16-24-11-14-25 чел.; 10-16 эт. – 3003-2955-2672-2582-2542 пож., погибших – 138-103-123-108-89 чел.; 6-9 эт. – 5-6 тыс. пож., 300-350 погибших.
Как правило, гибель людей при пожарах происходит в начальной стадии пожара (НСП) – это понятие приведено в п.2) ч.2 ст.45 ФЗ №123, но до настоящего времени нет методики этого показателя!
Данные Минэкономразвития: затраты на ОПБ в 5 раз превышают ущерб от пожаров (около 100 млрд.р. при ущербе 20 млрд.р.). Данные Открытого Правительства (Абызов М.) - куратор реформы надзора: 44 надзора, 2 млн. проверок, 2/3 нарушений со штрафами, только 10% связаны с угрозой причинения вреда, остальные – несоблюдение добровольных требований! затраты бизнес-структур – 5% от ВВП (около 4 трлн.р).
При внесении ряда изменений в ФЗ №123 не устранены его многочисленные недостатки:
- Внутренние несоответствия: применение понятия «аварийный выход» п.1) ст.2 при реализации в сводах правил (п.п.4.2.8, 5.4.11 СП 1.13130, п.7.2.9 СП 5413330); применение понятия «противопожарный разрыв», как типа противопожарной преграды (п.4) ч.1 ст.37), и ст.ст.69–74, а также п.74 «ППР в РФ», где используется уже понятие «противопожарное расстояние»; ч.2 ст.91 и ч.4 ст.103 – в части оборудования СПС, АУП источниками бесперебойного электропитания; ч.1 ст.45 и ч.2 ст.104 – в части АУП локально-объемного и локально-поверхностного пожаротушения; ч.1 и ч.4 ст.44 в части состава мобильных средств пожаротушения и т.д.
- В СП отсутствуют требования по реализации: ст.45 (начальная стадия развития пожара), ст.47 (средства спасения с высоты и самоспасания), ст. 61 (цели АУП по п.п.2), 3) – нет методик!), ст.107 (ШПМИ) и т.д.;
- Отсутствует, как правило, стремление к гармонизации с требованиями ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в т.ч. с его требованием ч.3 ст.6 по содержанию в СП и ГОСТ требований на альтернативной основе, чтобы застройщик (заказчик) самостоятельно определял, в соответствии с каким требованием будет осуществляться проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, а также ст.17 - в части обоснования практически всех требований пожарной безопасности способами, перечисленными в ст.15, т.е. результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием, оценкой риска.
- Незначительные темпы снижения числа требований, содержащих физически измеряемые параметры (пример – признание утратившими силу ст.ст.72 и 75 по противопожарным расстояниям, остальные ст.70, 71, 73, 74 сохранены, хотя вполне достаточны общие требования ст.69!
- При реализации ФЗ в СП, например, содержание разд.6.12 "Требования к магистральным трубопроводам", в т.ч. табл.44 (минимальные расстояния!) СП 4.13130.2013 (подлежит применению на добровольной основе согласно ч.3 ст.4 ФЗ №123 и приказа РТР от 16.04.2014г. №474), практически идентично соответствующим требованиям п. 5.5 и табл. 4 СП 36.13330.2012, где указанные расстояния являются обязательными (ПП РФ от 26.12.2014 №1521) и минимальными, но не противопожарными!
- При разработке СП не обеспечивается реализация:
- ч.1 ст.58: «огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты»;
- п.5) ст.52: «применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующих требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации»;
- п.6) ст.52: «применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций».
В проектах п.11.5 СП «Здания общественные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования и строительства» и п.10.4 СП «Дома жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования и строительства» приведены следующие идентичные требования:
«Снижение пожарной опасности (повышение класса пожарной опасности до К0) элементов конструкции из древесины допускается путем применения только конструктивных средств огнезащиты,
увеличивающих предел огнестойкости конструкций», т.е. без какого-либо технико-экономического и иного обоснования и без учета требований ФЗ №123 вводится требование по применению только средств конструктивной огнезащиты (согласно п.3.2 СП 1.13130.2012 - это толстослойные напыляемые составы, огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами)
и по существу проигнорировано применение достаточно широкой номенклатуры сертифицированных огнезащитных составов, повышающих класс пожарной опасности строительной конструкции, в том числе – из древесины, до класса конструктивной пожарной опасности К0 (непожароопасные по классификации согласно ст.36 ФЗ № 123-ФЗ).
Формулировка должна быть примерно такой: «Снижение пожарной опасности (повышение класса пожарной опасности до К0, К1 или К2) элементов конструкций из древесины осуществляется путем применения конструктивных средств огнезащиты, либо путем применения огнезащиты, сертифицированной в установленном порядке и соответствующей условиям эксплуатации обработанной конструкции».
Для реализации ФЗ №123 значимыми являются новые требования из проекта СП 2.13130:
- П.4.3. Требования настоящего СП основаны на данных о пределах огнестойкости, полученных при стандартном температурном режиме. При определении пределов огнестойкости при альтернативных или реальных температурных режимах (см. ГОСТ Р ЕН 1363-2-2014 Конструкции строительные. Испытания на огнестойкость. Альтернативные и дополнительные методы) необходимо разрабатывать иные требования к степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, размерам пожарных отсеков и т.д.
- П.5.2.1. Предел огнестойкости строительных конструкций устанавливается по времени (в минутах) от начала огневого испытания при стандартном температурном режиме до наступления одного или последовательно нескольких нормируемых для данной конструкции предельных состояний по огнестойкости, с учетом функционального назначения конструкции.
Пределы огнестойкости строительных конструкций по альтернативным температурным режимам определяются в специально оговоренных случаях, установленных НД по пожарной безопасности. Существенные новации по реализации требований ФЗ №123 внесены в проект СП «Высотные здания и комплексы. Требования пожарной безопасности»:
- стены наружные с внешней стороны с фасадными системами должны иметь класс пожарной опасности К0, с применением негорючих материалов облицовки, отделки и теплоизоляции. Материалы ветровлагозащиты (мембран) должны быть группы горючести не ниже Г1 и не должны относиться к группе горючих легковозгораемых материалов по ГОСТ Р 56027. Допускается применение горючих материалов защитно-декоративной отделки толщиной до 0,3 мм, наносимых на негорючую внешнюю поверхность наружных стен (в том числе на облицовку и отделку фасадных систем);
- для обеспечения деятельности пожарных подразделений и спасения МГН (в высотном комплексе – в каждом из зданий) следует предусматривать не менее одного лифта (при зонной схеме – в каждой из зон) грузоподъемностью 1000кг в исполнении «для транспортирования пожарных подразделений» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53296, ГОСТ 52382-2010, ГОСТ 33652-2015;
- в общественных зданиях (в жилых – при площади этажа более 500м2) должны предусматриваться не менее двух незадымляемых лестничных клеток типа Н2 (с подпором воздуха в объем лестничной клетки при пожаре), типа Н3 (с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз, в котором на этаже пожара обеспечивается подпор воздуха) или их комбинации с учетом требований СП 7.13130;
- ограничение по пределу огнестойкости несущих конструкций не более 180 мин. (пока 240мин. для зданий более 150м), включая средства огнезащиты (п.9.4 СП 267.1325800.2106 нуждается в детализации) и в условиях использования АУПТ (требование цели 2) ч..2 ст.61 ФЗ №123 не реализовано ни в одном СП!), остальное - расчетно-аналитическим методом и в условиях комбинированного воздействия, например, «взрыв-пожар-обрушение» или их сочетаний (см. публикации д.т.н., проф. Ройтмана В.М.), что должно гармонизироваться с разделом требований по антитеррористической защищенности;
- деление на пожарные отсеки (в т.ч. без устройства технического этажа, противопожарными преградами в виде объемных элементов и иных инженерных решений): подземная и наземная части (более 50м), ограничения по площади встроенно-пристроенной части (стилобата), т.к. сейчас по факту несоблюдение требований ч.3 ст.89 ФЗ №123 по эвакуации, учет функционального назначения (гостиницы), здания с апартаментами и пентхаусами;
- подземные автостоянки при площади более 3600кв.м с разделением на пожарные секции (ст.59 ФЗ №123); размещение технических и других помещений, не относящихся к автостоянке (состав установлен в приложении Д СП 118.13330.2012*);
- устройство атриумов по всей высоте (этого нет в СП 118.13330.2012* и СП 54.13330.2011), а высотой более 15м только п.п. 7.2 и 7.13 СП 7.13130.2013;
- обеспечение незадымляемости лестничных клеток (Н2+Н3 в МФК, общественных зданиях высотой более 50м, жилых - более 75м при отсутствии Н1, световых проемов в наружных стенах, отказ от разделения сплошной перегородкой при устройстве систем подпора воздуха) и отсутствии аварийных выходов на лоджии и балконы – см. определение лоджии п.3.10 приложения Б СП 54.13330.2011, что не соответствует п.п.1 и 2 ст.2 ФЗ №123;
- возможность использования одной или нескольких систем противодымной вентиляции для разных пожарных отсеков (п.7.1 СП 7.13130.2013), размещение инженерного оборудования систем ППЗ за пределами обслуживаемых пожарных отсеков (п.6.51);
- светильники, работающие по проводным линиям связи и питания, должны иметь надежное присоединение к этим линиям, исключающее непреднамеренное рассоединение или короткое замыкание в месте подключения светильника, в том числе в условиях пожара. Для этого следует применять огнестойкий кабель, например, кпснг а frls, огнестойкие клеммы, разъемы или иные устройства, предназначенные для соединения проводов.
- обеспечение СПС адресного или адресно-аналогового типа, позволяющими определить место возникновения возгорания с точностью до помещения (квартиры). Элементы CПС должны обеспечивать автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающую их исправность, в помещение пожарного поста (диспетчерской). Автоматические пожарные извещатели должны быть установлены во всех помещениях (в том числе квартирах, офисах, коридорах, лифтовых холлах, фойе, вестибюлях, технических помещениях и т.д.) за исключением вентиляционных камер и помещений с мокрыми процессами;
- система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) высотных зданий должна предусматриваться не ниже 4-го типа по СП 3.13130, а в высотных комплексах со сложными планировочными решениями, в том числе встроенно-пристроенной части (стилобата), – в сочетании с элементами интерьерной навигации (настенные, подвесные, напольные). Оповещатели, работающие по проводным линиям связи и питания, должны иметь надежное присоединение к проводным линиям, предотвращающее непреднамеренное рассоединение или короткое замыкание в месте подключения оповещателя, в том числе в условиях пожара; при этом следует применять огнестойкие клеммы, разъемы или иные устройства для соединения проводов. Повреждение любого оповещателя, включенного в линию связи, и/или возникновение неисправности внутри него, в том числе в результате воздействия повышенной температуры окружающей среды (пожара), не должно оказывать влияние на функционирование других оповещателей, подключенных к данным проводным линиям, и системы в целом. Защита от короткого замыкания внутри оповещателя от воздействия повышенной температуры должно обеспечиваться техническими решениями, определяемые производителем;
- допускается принимать эвакуационными выходы (этого нет в ст.89 ФЗ и СП 1.13130!):
в коридор, ведущий через пространство атриума или галереи атриума в эвакуационные лестничные клетки (непосредственно или через коридор безопасности) или наружу (непосредственно или через коридор безопасности);
через пространство атриума с эскалатором (открытой лестницей) или галереи атриума в эвакуационные лестничные клетки (непосредственно или через коридор безопасности) или наружу (непосредственно или через коридор безопасности);
из помещений, галерей на наружную открытую лестницу (с отметок не выше 18 м);
в соседнее помещение, обеспеченное выходами, указанными в нормативных документах по пожарной безопасности. Эвакуационные пути ивыходыдолжныбытьобеспеченынавигационнымии фотолюминесцентными эвакуационными системами согласно требованиям, ГОСТ Р 12.2.143;
- защита периметра атриума (этого нет в ст.89 ФЗ и СП 4.13130!):
по периметру проемов атриума, включая открытые проемы эскалаторов и помещений на галереях, предусмотреть устройство опускающихся при пожаре противодымных штор, экранов, занавесов с пределом огнестойкости не менее E45, которые должны быть оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов), или стационарными противодымными экранами; орошаемых спринклерными оросителями АУП, установленных в междуэтажных перекрытиях (под выступающими конструкциями) атриума на расстоянии не более 0,5 м от края проема и с шагом 1,5-2 м (без установки спринклерных оросителей в уровне остекленного покрытия атриума); рабочая высота выпускаемых штор (экранов, занавесов) должна быть не менее толщины образующегося при пожаре дымового слоя, что следует определить расчетными методами на стадии проектирования; при этом их нижняя граница должна располагаться на высоте не менее 2,5 метров от отметки пола;
- с целью минимизации последствий от ложных срабатываний следует применять спринклерные АУПТ с контролем срабатывания:
высотные здания, включая жилые, подлежат оборудованию автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП) согласно требованиям, ст.117 ФЗ №123. В АУСП рекомендуется применять оросители (распылители) с принудительным пуском (С-ПП), активируемые по совокупности сигналов от АУПС и извещателя пожарного сателлитного, размещаемого на расстоянии не более 0,5 м от оросителя С-ПП. Оросители С-ПП (в том числе тонкораспыленной воды) следует устанавливать:
над дверными и оконными проемами помещений - из расчета, чтобы его принудительное вскрытие при обнаружении пожара в помещении обеспечивало сдерживание распространения огня за пределы этого помещения;
в коридорах - с параметрами интенсивности орошения и расхода воды в соответствии с СП 5.13130 для помещений 1-й группы пожарной опасности;
предусмотреть возможность ручного пуска АУСП при визуальном обнаружении пожара в помещении – по сигналу от устройств дистанционного пуска, расположенных у входа в защищаемое помещение, и из помещения пожарного поста;
- размещение оросителей должно обеспечивать защиту оконных проемов или участков сплошного фасадного остекления здания общественного назначения (снаружи или изнутри помещения), а также дверных проемов квартир, офисов и других помещений, выходящих в коридор, с учетом карт и эпюр орошения;
- для зданий высотой более 100 метров при расчетном обосновании следует предусматривать в технических помещениях на этажах из расчета на каждые 50 м высоты здания или в каждом из пожарных отсеков размещение модульных установок пожаротушения (агрегатного типа) тонкораспыленной водой с емкостями для огнетушащей жидкости заводской готовности для их использования при пожаре подготовленным персоналом и/или пожарно-спасательными подразделениями;
- на каждом этаже высотного здания рекомендуется предусматривать шкафы в исполнении ШПМИ с водокольцевой катушкой, укомплектованной шлангом длиной не менее 20 м и ручным перекрывным пожарным стволом, а также средствами спасения людей с высоты и индивидуальными средствами защиты органов дыхания согласно [1] и ГОСТ Р 51844.
Вывод. На основе вышеприведенных примеров (по факту их существенно больше!) целесообразно активизировать научные обоснования изменений требований пожарной безопасности как в ФЗ, так и в сводах правил по их реализации с учетом многолетнего опыта применения ранее действовавших нормативных документов, расчетов по оценке пожарных рисков для безопасности людей и имущества согласно требованиям ФЗ №184 «О техническом регулировании» и ст.ст.15 и 17 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также экономической целесообразности таких требований.
Автор: д.т.н., профессор Мешалкин Евгений Александрович E-mail: Meshalkin@npopuls.ru АО «НПО Пульс»