Сравнительно-правовой анализ имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц

Автор посвятил свой доклад анализу имплементации Конвенции ОЭСР в законодательство трех основных европейских стран: Франции, Германии и Великобритании; принятому в этих государствах антикоррупционному законодательству и оценкам проделанной работы со стороны самой ОЭСР.

В последние годы в мире вступили в силу несколько антикоррупционных конвенций как всемирного, так и регионального характера. В большинстве из них содержатся рекомендации для государств-участников по дополнительной криминализации определенных форм коррупционной деятельности [3, 4]. Помимо традиционного взяточничества, к их числу относится подкуп иностранных должностных лиц, торговля влиянием и незаконное обогащение. Мы рассмотрим опыт борьбы с коррупцией в основных европейских государствах, представляющих как континентальную правовую семью, так и семью общего права: Францию, Германию и Великобританию. Несмотря на всю самостоятельность своего национального законодательства в этих государствах имеется и много общего, что обусловлено их участием в основных международных (как всеобщих, так и региональных) антикоррупционных конвенциях.

Французская Республика является государством с развитой правовой системой и хорошо продуманным антикоррупционным законодательством. Стоя у истоков создания Европейского Союза, Франция является участником всех основных международных конвенций, включая Конвенцию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions, OECD Anti-Bribery Convention) (с 1999 г).

Выполняя принятые на себя международные обязательства, Франция приняла соответствующее внутреннее законодательство с целью имплементации конвенциональных норм. В процессе имплементации было внесено много изменений во французское законодательство. Основные из них были внесены Законом № 2007-1598 «О борьбе с коррупцией». В частности, им в УК Франции были внесены специальные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за коррупционные деяния с участием должностных лиц и судей государств Европейского Союза, а также всех иных иностранных государств (ст. 435-3, 435-4 УК). Ответственность за данные преступления, наряду с физическими, несут и юридические лица (ст. 436-6). Организация экономического сотрудничества и развития осуществляет регулярный мониторинг им-плементации и применения своей антикоррупционной конвенции. Кроме того ОЭСР выступает с заявлениями по состоянию дел в том или ином государстве в контексте имплементации Конвенции и/или антикоррупционного правоприменения. Так, оценивая имплементацию норм Конвенции в национальное законодательство Франции, ОЭСР положительно оценила все принятое в этом направлении законодательство и новые составы преступлений [2]. Тем не менее, в одном из своих заявлений ОЭСР выразила серьезную озабоченность малым числом приговоров по делам о подкупе иностранных должностных лиц во Франции, хотя и признала серьезность осуществляемых усилий в целях обеспечения независимости государственных обвинителей [1].

Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок была подписана и ратифицирована Германией в 1998 году. Законодательную базу борьбы с коррупцией в Германии образуют различные законы. Важнейшим из них является Закон 1998 года о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц (IntBestG), принятый сразу же после ратификации одноименной конвенции ОЭСР в целях имплементации ее положений. Этим законом также были внесены изменения в УК, а именно - был установлен принцип равного правового положения германских и иностранных должностных лиц, включая судей, при совершении ими взяточничества, была криминализирована дача взятки депутату иностранного парламента или члену парламентской ассамблеи международной организации, а также уточнялись случаи уголовного преследования за коррупционные преступления, совершенные за пределами Германии (ст. 2 Закона).

ОЭСР, оценивая проделанные Германией шаги, обращает особое внимание на Закон 1998 года и положительно оценивает его положения, направленные на установление равной ответственности за подкуп германских и иностранных должностных лиц, чего до принятия Закона не было [2]. В одном из своих заявлений ОЭСР также дала высокую оценку усилиям Германии по активизации уголовного преследования за подкуп иностранных должностных лиц. Тем не менее, отмечается необходимость применения более суровых санкций [1].

Соединенное Королевство является участником практически всех основных международных антикоррупционных конвенций, включая Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (с 1998 г.; в 2001 г. действие Конвенции было также распространено на британский остров Мэн, имеющий особый правовой статус, а в 2010 г. - на автономные острова Джерси и Гернси).

Законодательство Великобритании о борьбе с коррупцией является, пожалуй, самым обновленным из всех развитых государств. В течение столетий сфера борьбы с коррупцией в Великобритании регулировалась многочисленными нормами общего права, а также статутным правом. Все изменилось совсем недавно - в 2010 году, когда был принят важнейший Закон о взяточничестве (Bribery Act), который вступил в силу в июле 2011 года. С его принятием все ранее действовавшее антикоррупционное законодательство и антикоррупционные нормы общего права утратили силу (ст. 17, Schedule 2 Закона). Законом о взяточничестве был введен новый специальный состав - дача взятки иностранному должностному лицу с целью завладения бизнесом или удержания его, либо с целью добиться преимущества в его ведении и только в том случае, если иностранному должностному лицу запрещено согласно законодательству его государства принимать вознаграждение за такие действия (ст. 6). Наказание за дачу взятки иностранному должностному лицу несут как физические, так и юридические лица (ст. 11).

ОЭСР положительно оценивает принятие британского Закона о взяточничестве и усилении антикоррупционной борьбы, но выражает определенную озабоченность недостаточной прозрачностью при проведении расследований по делам данной категории [2].

Список использованных источников:

  1. OECD official site. URL: http://www.oecd.org/corruption/oecdseriouslyconcerneda tlackofforeignbriberyconvictionsinfrancebutrecognisesrecenteffortstoensureindependence ofprosecutors.html (дата обращения - 19.08.2013).
  2. Steps taken to implement and enforce the OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: http://www.oecd.org/ daf/anti-bribery/anti-briberyconvention/42098468/pdf (дата обращения - 19.08.2013).
  3. Даукаев И.М. ^временные представления о сущности коррупции // Евразийская адвокатура. - 2013. - № 2 (3). - С. 87-89.
  4. Журавленко Н.И. Даукаев И.М. Формирование системы противодействия коррупции // Евразийская адвокатура. - 2013. - № 2 (3). - С. 90-92.

References:

  1. OECD official site. URL: http://www.oecd.org/corruption/oecdseriouslyconcernedat-lackofforeignbriberyconvictionsinfrancebutrecognisesrecenteffortstoensureindependen-ceofprosecutors.html (data obrashhenija - 19.08.2013).
  2. Steps taken to implement and enforce the OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: http://www.oecd.org/ daf/anti-bribery/anti-briberyconvention/42098468/pdf (data obrashhenija - 19.08.2013).
  3. Daukaev I.M. Covremennye predstavlenija o sushhnosti korrupcii // Evrazijskaja ad-vokatura. - 2013. - № 2 (3). - S. 87-89.
  4. Zhuravlenko N.I. Daukaev I.M. Formirovanie sistemy protivodejstvija korrupcii // Evrazijskaja advokatura. - 2013. - № 2 (3). - S. 90-92.

Автор: Артемов В.Ю., кандидат юридических наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: