Анализ развития транспортной системы Российской Федерации в разрезе обеспечения национальной экономической безопасности

Национальные интересы России - это взаимосвязь интересов страны общества и личности в различных сферах (экономической (включая транспортную), внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.) Особое место в структуре национальных интересов Российской Федерации занимают интересы национальной экономической безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой является обеспечение национальной экономической безопасности в транспортной системе РФ [2, 6]. Развитие транспортной системы это больше чем экономическая задача и масштабное развитие видов транспорта в регионах Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить национальную экономическую безопасность и единство страны [4, 5].

В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов невозможно добиться их стабильного роста без разработки оптимальной стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которая бы позволила обеспечить надежную финансовую безопасность [8]. Для разработки такой стратегии необходимо проведение исследования с всесторонним анализом индикаторов финансовой безопасности, выявление тормозящих развитие факторов или угрожающих финансовой стабильности транспортных предприятий непосредственно находящихся на территории хозяйствующего субъекта.

Транспортным предприятием является предприятие, основной задачей которого является перевозка людей или транспортировка грузов. Транспортные предприятия осуществляют не только пассажирские перевозки или только грузовые перевозки, но и бывают смешанные предприятия, которые осуществляют как грузовые, так и пассажирские перевозки, например,  по маршруту Новосибирск Шерегеш автобус курсирует несколько раз в неделю.

В Российской Федерации по виду транспорт делят:

  • железнодорожный транспорт;
  • наземный общественный и автомобильный транспорт;
  • водный транспорт;
  • воздушный транспорт.

Предприятия пассажирского транспорта обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества и являются одним из важных инструментов достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей [7]. В связи с этим такие предприятия должны являться объектом особого подхода к контролю и формированию финансовой безопасности.

Серьезными проблемами транспортных предприятий является обеспечение финансовой устойчивости, ликвидности и нормального хода операционного цикла. Основными причинами, аккумулирующими финансовую угрозу транспортным предприятиям, являются:

  • высокий износ основных фондов;
  • высокая конкуренция на рынке между видами транспорта;
  • частое отсутствие финансовых возможностей необходимого заблаговременного обновления подвижного состава на предприятиях;
  • текучесть кадров;
  • высокие цены на топливо и электроэнергию и др.

Следствием всего становится снижение объемов перевозок всех видов транспортных предприятий.

До сих пор существует ряд проблем с развитием отдельных видов транспорта в регионах Российской Федерации. В последнее десятилетие в нашей стране шел ускоренный процесс старения морского и речного флота, а также гражданской авиации, что привело к угрозе вытеснения с рынка российских перевозчиков и увеличило рост безработицы в данных отраслях.

Наиболее важной задачей, которая стоит перед руководством страны и занимает особое место, является развитие транспортной инфраструктуры. В масштабах всей России – развитие транспортной инфраструктуры это больше чем экономическая задача и масштабное развитие видов транспорта в регионах Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить единство страны [3].

Одним из ведущих видов транспорта в Российской Федерации на сегодняшний день остается железнодорожный транспорт. Доля железных дорог по грузообороту страны составляет больше 80%, а пассажирооборота больше 40%. Из-за плачевного состояния с отдельными видами транспортов в регионах на данный момент не существует экономически выгодной альтернативы железнодорожному транспорту при перевозках грузов на средние и дальние расстояния.

Плотность железных дорог у нас в стране намного меньше, чем в Канаде, США и других странах, а развитие других транспортных предприятий оставлять желать только лучшего. В 10 субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть очень слабо развита, а в 7 субъектах железных дорог нет вообще. На данный момент минимум 23 крупнейших месторождения ценных природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия транспортного обеспечения, в том числе и железнодорожного.

Транспортной стратегией Российской Федерации разработанной до 2020 года были обозначены главные цели, которые должны определять развитие железнодорожного транспорта. К этим целям относятся:

  • повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
  • развитие современной, эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны [10];
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
  • улучшение инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе.

Обратимся также к федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» государственным заказчиком и координатором которой является Министерство транспорта Российской Федерации, и оценим вклад данной программы в социально–экономическое развитие Российской Федерации.

В рамках реализации комплексного проекта по развитию Новороссийского транспортного узла продолжается реализация проекта «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги» завершение строительства, которого планируется в 2018 году. После введения в эксплуатацию планируется, что провозная способность Новороссийского транспортного узла вырастет до 60 млн. тонн в год. Ожидается, что ввод в эксплуатацию проекта окажет положительное влияние на развитие транспортной сети на юге России и станет одним из важных шагов к созданию логистической структуры по управлению Новороссийским транспортным узлом.

Одним из приоритетных проектов, направленных на развитие транспортно-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна, является проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Реализацию проекта запланировано осуществить в два этапа. На I этапе в целях безусловного исполнения решения Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства Российской Федерации по своевременному вводу в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив, с учетом необходимости обеспечения в максимально сжатые сроки транспортного сообщения с полуостровом Крым, принято решение об использовании железнодорожной и автодорожной составляющих Проекта для обеспечения транспортных подходов к переходу через Керченский пролив.

Строительство транспортного перехода через Керченский пролив обеспечит создание новой транспортной связи между материковой частью и полуостровом Крым. Ожидается, что за счет Керченского моста к 2019 году интенсивность автомобильного движения составит 12 тысяч 800 автомобилей, к 2025 году – 21 тысяча автомобилей, к 2040 году – 40 тысяч автомобилей. Интенсивность железнодорожного движения составит 47 пар поездов в 2019 году и увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 год соответственно.

В целях развития транспортно-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна на II этапе реализации проекта запланировано создание нового глубоководного сухогрузного морского порта Тамань на Таманском полуострове, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг», со строительством портовых терминалов для перегрузки угля, зерна, минеральных удобрений и контейнеров, гидротехнических сооружений и созданием инфраструктуры железных и автомобильных дорог на подходах к порту.

Продолжается реализация проекта по развитию Мурманского транспортного узла, который в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 апреля 2014 года № ДМ-П9-1302р и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» определен как один из приоритетных проектов развития транспортной отрасли. Целью реализации проекта является создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба-центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север-Юг». Проект комплексного развития МТУ предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе строительство за счет средств частных инвесторов угольного и нефтяного терминалов, строительство и реконструкция за счет средств федерального бюджета объектов железнодорожной инфраструктуры как на западном, так и на восточном берегах Кольского залива, создание объектов морской инфраструктуры.

Реализация проекта является необходимым и обязательным условием для достижения поставленных задач по развитию Арктической зоны, включая реализацию проектов по освоению месторождений полезных ископаемых на арктическом шельфе, а также проектов, направленных на реализацию транспортного и транзитного потенциала России.

Для создания действующего круглогодично глубоководного морского портового транспортного узла по переработке контейнерных грузов, перевалке угля, зерна и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Транссиб» продолжаются строительные работы по проекту «Развитие транспортного узла «Восточный-Находка». Реализация проекта позволит обеспечить как ввод новых портовых мощностей, так и расширение существующих. Проект нацелен на повышение эффективности системы мультимодальных перевозок транзитных и экспортно-импортных грузов с обеспечением роста грузооборота порта.

Подводя итоги анализа развития транспортной системы Российской Федерации и ее влияния на национальную экономическую безопасность, хотелось бы заметить, что при развитии транспортной инфраструктуры и транспортных предприятий в регионах РФ должны учитываться места перспективного освоения новых месторождений, а также значимые проекты общегосударственного значения. При реализации проектов по развитию должен учитываться их многоцелевой характер, требующий сбалансированного развития инфраструктуры различных видов транспорта. Безусловно, также необходимо изменение и совершенствование существующей законодательной базы с внесением поправок в существующие законодательные акты и принятием новых федеральных законов затрагивающих все виды транспортных предприятий. Кроме этого считаю, что важное значение для развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе, которые могут быть разработаны на базе Российского Университета Транспорта [9].

Благодаря развитию транспортной системы и масштабному развитию видов транспорта в регионах Российской Федерации будет достигнуто единство страны, обеспечивающее национальную экономическую безопасность страны и улучшение состояния дел в экономике.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева О.А. Механизмы обеспечения финансовой безопасности транспортного предприятия [Текст / О.А. Алексеева, О.И. Курсиков] // Kant. – 2012. – №3 (6).
  2. Кожевников, Р.А. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов: [Текст] монография / Под ред. д.э.н., проф. Р.А. Кожевникова. – М.: ВИНИТИ РАН, 2015. – 248 с.
  3. Киселев, И.П. Высокоскоростной железнодорожный транспорт: [Текст] Общий курс. Учебное пособие в 2-х томах / Под редакцией И.П. Киселева. – М.: УМЦ ЖДТ, 2014. – 308 с.
  4. Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Методы управления макроэкономическими рисками стратегического развития транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 8-2 (21). – С. 75-78.
  5. Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.34-37.
  6. Соколов Ю.И. Роль железнодорожного транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Под ред. Р.А. Кожевникова и Ю.И. Соколова. Труды международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2016. – с. 212 – 216.
  7. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // Экономика железных дорог. – 2016. – № 9. – С. 49-53.
  8. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Межох, З.П. Значение транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, З.П. Межох // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.10-13.
  9. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Подготовка специалистов по направлению подготовки «Экономическая безопасность» на кафедре «Финансы и кредит» МИИТ / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Кожевникова Р.А., Соколова Ю.И. – 2016. – С. 61-65.
  10. Соколов, Ю.И., Лавров, И.М. Повышение качества транспортного обслуживания на основе учета эластичности спроса / Ю.И. Соколов, И.М. Лавров // Экономика железных дорог. – 2014. – № 9. – С. 80-86.
  11. Федотенков Д.Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.
  12.  http://www.rzd.ru/ - Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги».
  13.  http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации.
  14.  http://logistic-info.ru/ - справочный ресурс по логистике.

 

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: