Досуг как элемент культуры современной молодежи в России

Слово «культура» происходит от латинского cultura — «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие [1].

Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (от 14 до 30 лет). Процесс социализации у молодых людей еще не завершен, с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Таким образом, как раз молодежь в наибольшей степени подвержена влиянию общественных процессов.

Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов состояние молодежной культуры обусловлено следующими факторами [2]:

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества, закономерно привел к смене социальных ориентиров и переоценке традиционных ценностей. Поиск своего пути в новых социально - экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность -все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии. Все более заметен отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

3. Возрастные особенности. Юношеский возраст отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемыми переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию - преодоления социального отчуждения. В подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

4. Особенности поколения. Молодежная субкультура обладает не столько возрастными особенностями, сколько генерационными. В этом феномене отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

Исследователи, социологи, психологи связывают молодежную культуру со сферой досуга. Именно то, как молодые люди проводят свое свободное время, зачастую влияет на их культурные нормы и предпочтения.

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в ВУЗ приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где высокая заработная плата. А от удовлетворенности досуга зависит удовлетворенность жизнью. Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то здесь следует рассмотреть данные представленные Фондом «Общественное мнение» [3]. Приводятся данные о различии интересов у молодёжи 16-17 лет и 24-26 лет.

динамика досуга Российской молодежи

Рис. 1. Динамика досуга Российской молодежи

Рис. 2. Места проведения досуга молодёжи в зависимости от возраста

Рис. 2. Места проведения досуга молодёжи в зависимости от возраста

Сравнивая показатели досуговых предпочтений несовершеннолетней и совершеннолетней молодёжи, получается, что ребята помоложе больше уделяют времени активному и творческому отдыху - спорт, музыка, танцы, художественное творчество, а также делают больше ставку на общение - вживую или онлайн. А ребята постарше выбирают более спокойные и статичные формы досуга - чтение, кино, охота-рыбалка, кулинария, кроссворды. При этом в силу больших возможностей (в 24-26 лет многие работают) они чаще посещают «дорогие» места проведения досуга - кафе, рестораны, сауны, ночные клубы, залы для бильярда и боулинга, а также залы игровых автоматов и казино Плей Фортуна. 16-17-летние, как это следует из их увлечений, больше времени проводят в спортивных клубах, на стадионах, в домах культуры, кружках и клубах по интересам, а также на дискотеках и в библиотеках.

Таким образом, особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Литература

  1. Лазарев А.Д., Чирун С.Н. Социология молодежи. Кемерово: КузГТУ, 2006.
  2. Волков Ю.Г., Добренков В.И. Социология молодежи. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  3. http ://rumetrika.rambler.ru/review/0/4145

Автор: Иванова Е.М., Башкирский Государственный Аграрный Университет, Кафедра Государственного и Муниципального Управления г. Уфа, Россия.

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: