Особенности логистических систем корпораций сектора FMCG

Логистическое направление всегда считалось самым сложным в работе многих компаний, порой являясь камнем преткновения в оптимальной и результативной работе организации. Каким бы «раскрученным» ни был бренд, реальный доход, соизмеримый с масштабами корпорации-производителя, он начнет приносить только тогда, когда необходимый товар будет в нужное время доступен для конечного покупателя, при этом издержки компании были минимальны и оптимальны. Только так производитель сможет удовлетворять запросы заказчиков и эффективно вести бизнес, будь то Россия, Европа или мировой рынок. На первый взгляд решение этих задач очевидно и уже на протяжении десятков лет многие корпорации успешно ведут свою деятельность, однако долгие годы идут споры о том, какую систему логистики необходимо создать для увеличения и производительности и оптимизации процессов, а так же как усовершенствовать и модернизировать имеющуюся структуру для сокращения логистических издержек и наиболее эффективного достижения текущих и стратегических целей.

Проблема распределения логистических функций между департаментами - организации подразделения логистики на сегодняшний день одна из самых актуальных для представителей бизнеса. Согласно международной практике в настоящее время в компаниях можно наблюдать весьма однотипные способы координации логистики. И эти способы управления логистикой и организации процессов можно разделить на три вида:

  1. Создание обособленного департамента логистики в компании, управляющего сетью поставок, прогнозов и планов поставок продукции.
  2. Распределение логистических функций между отделами, как правило дополняя новыми обязанностями сотрудников отдела продаж, транспортного отдела, финансовый отдел и других.
  3. Делегирование соответствующих функций специализированным компаниям (аутсорсинг).

Создавая обособленный отдел логистики, следует четко понимать, какие задачи он будет решать, с которыми бы не справились уже существующих подразделений. Ориентироваться лишь на практику других компаний или пытаться двигаться в рамках логистических тенденций в данном случае невозможно, необходимо убедиться в том, что существующие отделы: закупки, производственный, транспортный сбытовой, не справляются с реализацией глобальной цели организации. По большому счету, основная задача обособленного департамента логистики – координация работы всех смежных по функциям отделов, а так же получение, обработка информации о материальном (товарном) потоке и принятие решения о эффективном управлении этим потоком в том числе с точки зрения закупки, транспортировки, складирования и грамотной реализации готовой продукции, а на так же, при необходимости хранение мебели на время ремонта. В компетенции отдела логистики минимизация издержек на каждом из этих этапов реализации оптимальных бизнес-процессов.

В компаниях, где нет выделенного департамента логистики, выполнение главной задачи – оптимизации всего цикла движения материальных и нематериальных потоков, распределяется между отделами, ответственными за функционирование отдельных процессов. Так, в ряде компаний, логистические функции возлагаются на отдел заказов, сбытовой отдел, отдел продаж. Получив определенный заказ на поставку продукции, информация поступает на склад, а в случае отсутствия данной позиции на складе – заявка отправляется в сборочный цех или в отдел закупок. Получив информацию о готовности продукции к отгрузки, отдел заказов запрашивает необходимую информацию у бухгалтерии и направляет заказ в транспортный отдел для отгрузки клиенту. Таким образом, отдел заказов является координатором отдела закупки, бухгалтерии и транспортного отдела, выполняя функцию отдела логистики в компании. Такая система построения бизнес-процессов не универсальна и подходит далеко не всем компаниям, однако ряд организаций успешно ведет свою деятельность на рынке, делегируя координирующие логистические функции одному или нескольким отделам. Обеспечение эффективного продвижения материальных потоков требует логистической координации, затрагивающей согласование в работе всех участников интегрированной логистической системы. В отдельных случаях выполнение определенных логистических функций целесообразно передать на аутсорсинг внешним компаниям, специализирующимся на реализации разного рода логистических задач. Чаще всего сторонним организациям доверяют управление закупками, упаковку, транспортировку, складирование, дистрибьюцию и информационное сопровождение. Для успешной передачи функций на аутсорсинг и эффективного сотрудничества необходимо достичь высокого уровня доверия между компаниями и взаимной прозрачности операций [4, c. 53-63].

Прежде чем заниматься организацией или реорганизацией подразделения логистики, необходимо определить место этого департамента в компании, степень влияния логистики на достижение желаемого результата деятельности всей компании. Так же необходимо четкое определение управляемых процессов. Отдел логистики, как правило, выполняет следующие задачи: прогнозирование спроса и потребления, управление запасами, производством, логистическими коммуникациями, снабжение, обработка заказов, хранение складирование и другие. В первую очередь необходимо оценить влияние каждой из этих составляющих на бизнес-процессы и на основании этого сделать вывод и определить сферу ответственности отдела логистики, а так же разработать план стратегического развития данного подразделения и систему его взаимодействия с другими подразделениями.

FMCG-компаниях (c англ. FastMovingConsumerGoods – широкое потребление, товары повседневного спроса) с разветвленной сетью заводов, расположенных в разных точках страны и мира, а так же с широкой географией региональных представительств и дистрибьюцией достаточно сложно организовать оптимальную логистическую цепь и эффективную систему управления поставками. Состав таких предприятий представлен десятками внутренних и внешних подразделений и бизнес-структур, таким образом, логистика торговых компаний и компаний-производителей товаров широкого потребления – пример сложной разветвленной логистической системы.

Отрасль FMCG в России представлена преимущественно западными компаниями – лидерами мирового рынка:

  • Nestlé – упакованный пищевые продукты и напитки, Швейцария, оборот в 2012 году – 100,5 млрд долларов;
  • Procter & Gamble – бытовая химия, США, оборот в 2012 году – 83,680млрд долларов;
  • Unilever – бытовая химия, упакованный пищевые продукты и напитки, Великобритания, Нидерланды, оборот в 2012 году – 69,15 млрд долларов;
  • Coca-Cola – напитки, США, оборот в 2012 году – 48,01 млрд долларов; Henkel – бытовая химия, Германия, оборот в 2012 году – 22,25 млрд долларов;
  • PepsiCo – напитки, США, оборот в 2012 году – 65,5 млрд долларов; Coca-Cola – напитки, США, оборот в 2012 году – 48,01 млрд долларов; Mars – упакованный пищевые продукты, США, оборот в 2012 году – 31 млрд долларов;
  • Danone – продукты питания, Франция, оборот в 2012 году – 28,17 млрд долларов;
  • Kraft – упакованный пищевые продукты, США, оборот в 2012 году – 13,1млрд долларов.

В аждой иностранной корпорации каждый бизнес-процесс масштабируется на каждое представительство в любом регионе присутствия. Так же и логистическая система корпорации копируется «на местах», и, будучи однотипной, адаптируется под законодательную базу, особенности товародвижения в стране и регионе присутствия и особенности потребительского спроса.

Логистическая система компаний-производителей товаров широкого потребления – логистика в наиболее классическом смысле этого слова. Прежде всего, речь идет о снабжении, планировании сырья и материалов, складской работе и доставке продукции из зоны производств, перемещении объектов в зоны торговли. В таком случае, говоря об управлении логистикой в FMCG-корпорациях, здесь имеют место все три типа организации логистических процессов. В организационной структуре корпорации представлено подразделение логистики (управление сетями поставок). Прежде всего, в обязанности данного отдела входит планирование сырья и материалов для производства, доставка продукции из зоны производства, управление складской работой и сбыт. Таким образом, подразделение логистики является контролером всего товародвижения и негласным координатором подразделений, ответственных за тот или иной этап движения продукции.

Долгое время конечной целью логистики компаний-производителей товаров широкого потребления было формирование и поддержание стоков продукции вблизи рынков сбыта, при этом в России это представлено таким образом: склад при производстве с обязательным складом в Москве до разветвленной сети складов в крупных городах и регионах присутствия корпорации. Таким образом, помимо центральной службы логистики, логистические функции выполняют складские службы «на местах», собственные транспортные службы

В отделы продаж, управляющие взаимодействием с заказчиками и документацией в каждом регионе.

Эта система логистики товародвижения в полной мере обеспечивает потребности грузополучателей, которыми являются посредники - дистрибьюторы со своими собственными складами. Привлечение сторонних организаций в случае FMCG-компаний необходимо для эффективной работы с разветвленной системой розничных точек – посредников последнего уровня, продающих товары непосредственно потребителям. Кроме перепродажи товаров дистрибьюторы обеспечивают и транспортировку продукции до других посредников – в места розничной продажи (сетевые гипермаркеты, универсальные магазины, специализированные магазины, предприятия общественного питания). Именно привлечение посредников с собственными складами и транспортным парком (аутсорсинг функций складирования, транспортировки, части финансовых и маркетинговых операций) способствует грамотному и эффективному во все каналы сбыта продукции в регионе.

Рисунок 1. Распределение логистических функций в FMCG-корпорациях

Таким образом, очевидно, что для оптимизации товародвижения и эффективной работы (см. рисунок 1), корпорациям, в отличие от малого и среднего бизнеса, необходимо комбинировать все типы управления логистикой. Положительная многолетняя практика сделала данную систему неоспоримым классическим примером логистики FMCG-корпораций, позволяя компаниям искать новые инновационные решения логистических вопросов, помогающих овладеть новыми конкурентными и преимуществами сделать процесс товародвижения еще более эффективным и ресурсоемким.

Список использованной литературы:

  • Гвилия Н.А. Организационные структуры корпораций: логистический взгляд/Научное обозрение. 2013. № 7. Рецензируемый научный журнал, 2013. – 237 с.
  • Дыбская В.В. Межфункциональная логистическая координация в логистике распределения/Логистика и управление цепями поставок. 2007. №6(23)
  • Сергеев В.И. Общие тенденции развития логистических центров за рубежом / Логистика и управление цепями поставок. 2012. №5(52)
  • Суворов Г.Г. Аутсорсинг в логистике/Логистика и управление цепями поставок. 2009. №4(33)

Автор: К.О. Чобей, аспирант кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: