Особенности стиля бидермейер, его проявления в XXI веке

Художественный стиль бидермейер - это стиль оформления жилого интерьера, мебели, живописи, графики, получивший распространение главным образом в дизайне интерьера Перми, а так же в Германии и Австрии в 1815-1848 годах, попробуем разобраться, какой стиль обозначает этот термин.

Исходя из понятия стиля как общности образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленной единством идейно-художественного содержания, стоит уточнить, что ни один стиль не появляется катастрофично, каждый лишь постепенно развивается из предыдущего. Опираясь на теорию Кон-Винера можно сказать, что сначала существует тектонический, функциональный, конструктивный стиль, где все имеет свое предназначение, и все детали функционально оправданы, затем такой стиль сменяется декоративным и, развиваясь далее разрешается в орнаментальный. Например, яркое развитие можно проследить в разрешении стиля барокко в рококо. Должно пройти время, чтобы сформировались традиции, и можно было бы давать определение, название какому-либо стилю. И, тем не менее, иногда бывает достаточно сложно провести четкую границу между направлениями. [5,39-47]

Можно говорить о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приёмов. Общественно-историческое содержание первой половины XIX столетия называют по царствованиям: Александровская эпоха, Николаевская эпоха (термин «русский бидермейер» впервые применяется по отношению к русской живописи 1929 году Н.Н. Коваленской). В немецких странах «бидермейер» характеризует качественно новые явления, имевшие большое значение для развития искусства.

Придворная, аристократическая художественная культура и искусство этого времени, переживают в конце 18 века расцвет стиля рококо, когда стремление к изяществу, мелкой деталировке формы, прихотливость и вместе с тем уравновешенность декора в интерьерах, яркие чистые краски в сочетании с белым и золотом, составляют контраст между строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства. С культурно-исторической точки зрения искусство рококо, проникнутое духом интимности, стремлением к комфорту и личному удобству, было связано с кризисом абсолютизма, позднее приведшим к Великой Французской революции. Криволинейные формы рококо начинают приедаться, и более строгий стиль классицизма завоевывает внимание публики. Основным эстетическим постулатом классицизма становиться верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. На заключительной стадии своего развития классицизм выступил в стиле «ампир» - в стиле наполеоновской империи.

Но именно в этот период - от начала и до середины XIX века - наряду с вкусами утонченной аристократической культуры активно заявляют о себе вкусы крепнущих бюргерских слоев общества. Недаром бидермейер характеризуют еще как «бюргерскую эпоху в культуре» [3, 49-88], когда на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир маленького человека».

Для стиля бидермейер действительно характерна поэтизация домашнего уюта, мира вещей, выражающих мировоззрение среднего класса, обывателя и мещанина. Придя на смену пафосного и «нежилого» ампира, бидермейер принялся воспевать уют, простые человеческие ценности, удобство и семейное счастье. Живописцы того времени запечатлевали благопристойного буржуа в окружении милой его сердцу домашней обстановке. Художники с особой тщательностью выписывали предметы обстановки, незначительные бытовые подробности и детали в сценах из жизни и портретах в интерьере. Дамы и господа, довольные собой, жизнью и миром, - герои того времени. В России с 1820 года выставки Академии художеств стали доступны широкому кругу посетителей, на них «стали допускаться люди «неблагополучного сословия» - солдаты, ремесленники, обычные крепостные». [4, 55] Но все же «цветущий бидермейер» был наиболее успешен и заметен в прикладном искусстве, в сферах, близких к жизни, - так сказать, функционально оправданных.

Практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Предметы мебели отличает безупречное качество столярной работы, выполнявшееся на станках уже не одним человеком, возможно именно поэтому вещи стиля «милого мещанства» в художественном отношении не всегда гармоничны, но качество обработки древесины всегда великолепное. Красота дерева подчеркивается искусными фанеровками, обычно из древесины одной породы. Самыми популярными предметами обстановки буржуазного дома становятся софы и диваны, придающие помещению уют. Мастера конструируют многофункциональную мебель, мебель с механизмами — раздвижные столы, столы с выдвижными или откидными столешницами, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу, секретеры и трельяжи с выдвижными ящичками. Модным предметом того времени становиться витрина, остекленная с одной или с трех сторон. В витринах выставляются домашние коллекции или семейные раритеты. В это же время в доме появляется «чистая комната». Предназначенная для приема гостей, украшенная декоративными предметами, акварелями, миниатюрами, вышивками и сувенирами, демонстрирующими хороший вкус хозяина дома, часто ими же выполненными. Украшениями мебели того времени являются: рог изобилия, лебеди, лиры, грифоны, лавровые и дубовые венки и гирлянды. Рельефы покрываются обычно позолотой или черным лаком, используются такие способы обработки, как точение, гнутье, и резьба. В мебели еще встречаются элементы архитектоники, но уже гораздо реже.

Ироничное название стиля - «Бидермейер», в переводе с немецкого языка «бравый господин Мейер» произошло от литературного псевдонима двух поэтов - Людвига Айхродта и его друга Адольфа Куссмауля. Под таким псевдонимом - Готтлиб Бидермейер - в 1853-1855 годах друзья публиковали сатирические стихотворения в мюнхенском журнале «Fliegende Blatter» («Летучие листки»). [1, 9-13] Молодыми, либеральными интеллигентами был создан тип немецкого буржуа - бюргер, довольный собой обыватель, чьи жизненные интересы ограничены домашним уютом и семьей. Их сатирические стихотворения невольно сформировали два полярно противоположных взгляда на существовавший образ жизни: сатирический, обличительный и лирический, полный умиления маленькими радостями семейного счастья. Русский вариант господину Бидермейеру в этот период (1854 год) составляет Козьма Прутков, под этим псевдонимом скрывался целый коллектив авторов это братья А.М. и В.М. Жемчужниковы и их двоюродный брат А.К. Толстой. Козьма Прутков и по сей день, представляет яркий тип казенного человека, обывателя, наделенного своеобразным юмором, умением пародировать явления современности. [2] Несмотря на осмеяние и презрение бидермейера, как стиля мелкого, упрощенного, лишенного аристократизма и полета, интерьер этой эпохи снова превращается в жилой, ампир, демонстрирующий холодность и организацию внутреннего пространства подобно архитектурному ансамблю остается в прошлом. Четкие симметричные формы и пропорции забыты, все внимание на комфорт и уют. Цветы на обоях, коврах, тканях — являются в это время любимым мотивом. Окна оформляются легкими муслиновыми занавесками и тяжелыми портьерами с бахромой и кисточками по краям. Конечно, бидермейер — наследник ампира, иногда его даже называют упрощенным ампиром: он также черпает средства художественной выразительности в античности, но упраздняет присущие стилю первой империи колонны и пилястры, отдавая предпочтение округлым формам, мягким изгибам спинок диванов, кресел и стульев. Эклектизм присущ бидермейеру, из различных эпох этот стиль отбирает черты, близкие по духу его заказчику — бюргеру. Приблизительно с 1830 года бидермейер развивается параллельно с историзмом и наблюдается увлечение восточной обстановкой. В буржуазных домах появляются курительные и турецкие комнаты, китайские и японские предметы обстановки. [7, 08.10.2010] Яркие расцветки тканей, некогда воспринимаемые как демонстрация дурного вкуса, нашему современнику представляются скорее как прообраз дизайнерских разработок 20 века.

Говоря о нашем времени можно сказать, что главной стилистической тенденцией сегодняшнего дня является отсутствие одного, главного, генерального стиля, актуальным становится любой интерьер, выполненный со вкусом. В этом отсутствии единственного, ведущего стиля, которое обозначало бы границы актуальные для искусства, архитектуры и дизайна есть возможность самовыражения индивидуальностей посредством многообразия стилей, методов и приемов, которые были накоплены за все время культурного существования человечества. Принципы эклектики и ретроспекции более всего пришлись по вкусу современному миру. Вопреки законам прогресса, нередко отрицающего прошлое во имя создания новейшего, сегодняшний день по большей части с удовольствием любуется прошлым и из прошлого творит настоящее. Интерьерный дизайн стал более свободен в обращении со стилями. Нынешняя мода на стилизованную классику является, скорее, забавной игрой, которая приносит свои эстетические плоды.[6, 08.10.2010] Стилю «Бидермейер» есть за что отдавать предпочтение — ведь отличительным, «программными» чертами его были простота и функциональность, удобство предметов, классические формы, чуть упрощенные и измененные в угоду практичности, яркость, жизнерадостность тканей — аристократическому шелку и бархату этот стиль предпочел веселый ситец и полосатый репс — этот художественный стиль более всех других лишен идеологии и приближен к потребностям человека.

Современные художники декораторы не стремятся к созданию чистой канонической стилистики. Скорее разные стили собираются вместе и обогащают друг друга идеями, нюансами. Сегодня для реализации собственных идей и желаний легко найти любой предмет — стилизацию, копию, интерпретацию — любого стиля, любой эпохи. Каждое индивидуальное решение имеет право на существование, поэтому проявления в стиле «бидермейер» занимают свое место в современных интерьерах.

Литература

  1. Geismeier W. - Bidermeier als literasches Pseudonym. Leipzig. - 1982. - S, 9-13
  2. Берков П.Н. - «Козьма Прутков - директор пробирной палатки и поэт». - 1933 г.
  3. Коваленская Н.Н. - «Русский жанр накануне передвижничества». - М. 1988. - с.49-88
  4. Северюхин Д.В. - «Художественный Петербург». - СПб. - 2008 г. - с.55
  5. Кудрявцева В.В. - Теория и история декоративно-прикладного искусства: Конспект лекций. - М.: РуДн. - 2007. - с.39-47
  6. Алексеева Н. Новая роскошь. [Электронный ресурс] - 08.10.2010 - Режим доступа: http://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=220&t=25
  7. Шерстнева С. «Бидермайер. Стиль с человеческим лицом» [Электронный ресурс] - 08.10.2010 - Режим доступа: http://gorod.spb.ru/articles/930/

Автор: Кудрявцева В.В.® Старший преподаватель, кафедра теории и истории культуры Российский университет дружбы народов

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: