Развитие крупнейших транспортных узлов РФ

Статья посвящена описанию крупнейших транспортных узлов РФ. В ней рассматриваются современное состояние, преимущества и особенности каждого из четырех описываемых транспортных узлов и перспективы их развития.

Актуальность работы

Современная Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный и другой транспорт. У транспортного комплекса РФ колоссальный потенциал, и грамотная его реализация - одна из ключевых задач, решить которую можно путем внедрения единой технологии работы всех видов транспорта.

Основные проблемы

Калининградская область - самый западный регион России, развитие ее экономики и инфраструктуры во многом определяется особенным географическим положением: область полностью отделена от остальной территории страны иностранными государствами - Польшей и Литвой.

Небольшая площадь области (15,1 тыс. кв. км), а также относительно малая протяженность позволяют создать кратчайшие транзитные коммуникации, связывающие Россию с Западной Европой. Протяженность дорог общего пользования Калининградской области составляет 4614,4 км.

В состав Калининградского транспортного узла входит единственный незамерзающий российский порт на Балтике, выгодное географическое расположение которого обеспечивает области конкурентоспособность на рынке грузоперевозок. Основным преимуществом порта является близость к европейским странам - главным потребителям российского экспорта (36 часов морем до Гамбурга) и регионам России и союзного государства - Белоруссии - основным потребителям импортных товаров (48 часов по железной дороге до Москвы контейнерным поездом). Немаловажен и тот факт, что порт находится на пересечении ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров (№1А - «Рига - Калининград - Гданьск» и № 9Д «Киев - Минск - Вильнюс - Калининград», 1 час по шоссе до Евросоюза на такси ).

Порт Калининград многофункционален, - он перегружает различные виды грузов: уголь, стройматериал, сахар, цветные материалы составляют 25-35%; в общем объеме перегружаемых грузов до 50% занимает зерно, 10-20% - древесина. Терминалы порта расположены практически на всем протяжении Калининградского морского канала, который соединяет внутренний порт с открытым морем. На 20 км причальных линий в порту работают более 20 стивидорных компаний, в том числе 6 нефтяных терминалов, 3 терминала по перевалке контейнеров, 2 грузопассажирских паромных комплекса.

Калининградская железная дорога - самая западная магистраль России, являющаяся связующим звеном между основной территорией России и странами Европы. Эксплуатационная длина дороги шириной колеи 1520 мм - 626 км, 1435 мм - 104 км, по ней в Калининградскую область завозится до 80% грузов.

Уникальность дороги - в наличии участков двойной колеи: европейская колея 1435 мм проложена до самых крупных городов области -Черняховска и Калининграда, а колея 1520 мм выходит в Польшу до станций Бранево (пограничный переход «Мамоново - Бранево») и Скандава (пограничный переход «Железнодорожный - Скандава»).
Грузы, перевозимые железной дорогой, - это, в основном, уголь, нефтепродукты (50-60%), строительные материалы, лесные грузы, металл минеральные удобрения, продукты питания.

До 2008 года объемы перевозок грузов по железной дороге в область стабильно росли, однако в последние годы идет резкое снижение грузопотоков в калининградском направлении, особенно на портовый комплекс. Основной причиной является переориентация грузопотоков в порты России и иностранных государств, в связи с неконкурентными железнодорожными тарифами при перевозке грузов на калининградском направлении.

Развитие Калининградской области как мультимодального транспортного узла международного значения - одна из приоритетных задач Минтранса. Основными направлениями развития области являются обеспечение условий для развития экспортно-импортных перевозок грузов через территорию региона, например, строительство большего количества автосервисов; интеграция транспортной системы Калининградской области в мировую систему транспортных коммуникаций и соблюдение стандартов сервисного обслуживания; создание аэропорта и авиакомпании, которая будет осуществлять как внутренние, так и международные авиаперевозки, используя геополитические преимущества региона.

Крупнейшим транспортным узлом России является Санкт-Петербург, через него осуществляются международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта, в нем представлены все виды транспортной инфраструктуры: автомобильные дороги, сеть железных дорог, речной и морской транспорт, аэропорт, нефте- и газопроводы.

Важнейшей составляющей транспортного комплекса Санкт-Петербурга является Большой порт Санкт-Петербург, который включает в себя более 110 причалов общей длиной более 15 км, способных принимать суда с осадкой 11 м и перерабатывать различные виды грузов. В период зимней навигации в порту осуществляется ледокольная проводка судов. На территории порта по данным Администрации морского порта Санкт-Петербург, перевалку грузов ведут около 30 стивидорных компаний. За 2010 год грузооборот порта вырос на 15,2% до 58,0 млн. т по сравнению с 2009 годом.

Внутренний водный транспорт также имеет большое значение, поскольку водная система Нева - Ладожское озеро имеет обширное продолжение. По системе Свирь - Онежское озеро можно водным путем попасть в Республику Карелия, а через Беломоро-Балтийский канал - в Белое море. Другой водный путь - Волго-Балтийский - позволяет связать город с европейским севером, Центральной Россией, Волго-Вятским регионом, Предуральем, Поволжьем, с портами Каспийского моря, а через Волго-Донской канал - с Северным Кавказом, Приазовьем, морскими портами Черного моря.

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: