Системный подход в рассмотрении экологического компонента

Структурный кризис России как социально-экономической системы, связанный с крушением социализма и возникновением новой системы, сказался на всех элементах общества.

В современной социальной системе можно выделить следующие ключевые элементы, непосредственно определяющие состояние самой системы:

  • экономика - хозяйственная деятельность;
  • политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства (4);
  • религия - как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. (3);
  • наука - как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. (3);
  • экология - как взаимоотношения человека с окружающей средой (по определению Вернадского).
  • культура - как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (4);
  • нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых - сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали. (8);

Рассмотрим теперь влияние отдельных элементов этой схемы на интересующую нас категорию - экологию.

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, образование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.). Проблемой взаимодействия экономики и экологии человечество занимается уже давно. Экологические проблемы занимают все более важное место в системе мировых приоритетов. В качестве главного виновника экологической деградации часто называют экономику. В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы». В 1972 г. на Стокгольмской конференции по проблемам природной среды была разработана программа ООН по защите природной среды и утверждена специальная организация для ее реализации — ЮНЕП, которая активно действует совместно с МАБ, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНИДО и другими организациями ООН по защите природы. В 1976 и 1980 гг. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд постановлений по защите природы, а в 1982 г. сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с Гро Харлем Брундтланд — премьер-министром Норвегии. В задачу комиссии входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие десятилетия. Не смотря на то, что стоимость экологических изысканий требует значительный бюджет, эколого-экономическая программа была принята к разработке. В марте 1987 г. работа была закончена и издана в том же году Оксфордским университетом под названием «Наше общее будущее». В ней впервые сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН доклад МКОСР разослан всем правительствам (и руководящим органам системы ООН) для составления своих национальных программ и выполнения их на практике. Решения МКОСР получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и положены в основу очередного документа ЮНЕП «Экологические перспективы до 2000 года и последующий период». (5)

Экономика так или иначе оказывает огромное влияние на состояние экологии. Основой для производства материальных благ являются природные ресурсы, в процессе производства происходят выбросы в окружающую среду. Таким образом, можно сказать, что экономика для достижения своих целей оказывает негативное влияние на окружающую среду. Однако, человек своей деятельностью может повлиять и на улучшение экологического состояния при том условии, что выделит для этого ресурсы. Напрашивается вывод: чем больше свободных ресурсов (преимущественно финансовых и научных) есть у государства, тем эффективнее оно будет восстанавливать экологию. В то же время, чем больше страна производит материальных благ, тем сильнее происходит загрязнение окружающей среды. Исходя из этого, все страны мира можно условно разделить на несколько групп:

  • высокоразвитые страны, которые либо выносят производство за свои пределы, либо обладают высокотехнологическими системами очистки, позволяющими эффективно бороться с загрязнением окружающей среды. Сюда можно отнести США, Европейские страны.
  • страны, которые являются сырьевой базой для государств первой группы, а также на территории которых располагаются производства. Это Россия, страны Латинской Америки, Индия, Китай, Индонезия, Таиланд.
  • страны, которые в силу своей экономической неразвитости производят мало материальных благ, их производство не представляет сильной угрозы окружающей среде, однако, в случае развития этих производств, что рано или поздно произойдет, ущерб может быть серьезен, т.к. забота об экологии будет проявляться в последнюю очередь.

Главная эколого-экономическая задача - нормализация воздействия человеческой деятельности на окружающую среду.

Из вышесказанного ясно - не только экология напрямую зависит от экономического развития страны, но и экономика заинтересована в сохранении целости окружающей среды, как залога дальнейшего воспроизводства среды жизнедеятельности человека. Внедрение в экономическую составляющую фактора экологической рациональности является самым значимым приоритетом экологической модернизации.

В рамках государства жизнь общества во многом регулируется политическими решениями, которые во многом обусловлены стратегическими планами развития страны, а также возникают как реакция на те или иные события как внутри государства, так и в мире.

В рамках политики существует направление, которое уделяет свое внимание экологической составляющей - экологическая политика.

Основой экологической политики должно стать определение экологической проблемы как проблемы нормализации жизненных условий. Это позволит, как на международном, так и на региональном уровне от затянувшегося этапа экологического алармизма и императивов, от бесконечных споров о том, что является глубинной причиной ухудшения экологической ситуации - человеческая деятельность или естественная цикличность, перейти к развертыванию глобальной экологической практики - производственной, политико-правовой, судебной, образовательной. (15). Сложившиеся экологические проблемы делают необходимым существование такого направления политики.

Сегодня в основном развитые государства имеют возможность уделять экологическим проблемам достаточно внимания. В сырьевых и экономически неразвитых государствах на политическом уровне доминирует решение проблем иного характера -экономического, социального. Такая же проблема характерна и для России. «Экономическая нестабильность, низкий уровень жизни населения, политические проблемы выходят на передний план, отодвигая на второй состояние окружающей среды и взаимоотношения человека и природы.» (2). Следствием непоследовательной экологической политики правительства РФ, игнорирования принятых экологических законов стало неблагоприятное состояние современного природопользования и, как его результат, неэффективное использование природных ресурсов. По расчетам ЦЭМИ РАН (1995 г.), экономический ущерб от загрязнения воды в России составлял до 5 млрд руб. в год, воздуха — 20 млрд руб., а в целом ущербы окружающей среде в 2001—2002 гг. достигали 250—300 млрд руб. в год, что равноценно 15—20 % бюджета РФ. (1).

Современное экологическое положение в России вызывает угрозу национальной безопасности. Дальнейшее бездействие экологической политики приведет к истощению природных ресурсов, деградации среды обитания, повышению заболеваемости и сокращению численности населения. Ежегодная смертность по экологическим причинам в России составляет от 240 до 320 тыс. человек. Только от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами ежегодно умирает более 21 тыс. человек. По мнению экспертов ЮНЕСКО и ВОЗ, «выживаемость русских достигла критической отметки». По результатам исследований этих организаций динамики уровня жизни и так называемой «жизнеспособности народов» в зависимости от социально-экономических и экологических условий «жизнеспособность народа» России в середине 90-х годов ХХ в. оценивалась в 1,4 балла, что характерно для отсталых стран третьего мира. Этот показатель означает, что население страны все более восприимчиво к инфекциям и болезням, для него характерно возрастание уровня нетрудоспособности, снижение личной и творческой индивидуальности. (7). Для укрепления национальной безопасности, а также для устойчивого развития государства должны приниматься политические меры, регулирующие экологическое состояние окружающей среды.

Политическим рычагом, позволяющим оказывать влияние на экологию, является законодательство. Экологическое право в определенной степени является инструментом для регулирования отношений между природой и обществом, и направлено оно на обеспечение сохранности экосистем. К сожалению, стоит отметить малую эффективность ряда актов экологического права и отсутствие преемственности в разработке современных законодательных актов. Прежде всего, это до сих пор связано с отсутствием поддержки общества, которое практически до последнего времени было ориентировано на политику консумеризма (потребительства) по отношению к окружающей среде. О необходимости природоохранного законодательства было заявлено еще на конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро, где и были сформулированы новые принципы правового подхода к охране природы. В Декларации форума в одном из его основополагающих документов «Повестки дня на XXI век» приведены следующие принципы:

«...Принцип 11. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в областях охраны окружающей среды и направления развития, в которых они будут реализовываться... Принцип 13. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и компенсации тем, кто пострадал от загрязнений окружающей среды и понес другой экологический ущерб».

Политические действия, направленные на сохранение окружающей среды, следует предпринимать не только на уровне государства, но и на международном, что диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. В настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).

С одной стороны, такое совместное сотрудничество государств полезно, с другой стороны, процессы глобализации, свойственные современности, оказывают и негативное влияние на состояние экологии.

Еще одним рычагом влияния на состояние окружающей среды являются общественные и политические движения и партии. Однако, часто происходит так, что, вовлекаясь в политику, эти партии и движения перестают быть независимыми и начинают преследовать иные интересы, кроме защиты природы.

А. Печчеи, президент Римского клуба, настаивал на идеях деидеологизации и деполитизации общественной жизни, как залога объединения мирового научного сообщества для обсуждения и разрешения общечеловеческих противоречий в совершенно новых политических условиях. (13) Рассмотрим теперь еще одну взаимосвязь элементов социальной системы - экологию и религию.

Изначально окружающая среда во многом влияла на становление и развитие религиозных взглядов. Во многих первобытных культах, да и в современных религиях природа имеет важное значение.

Максимальное воздействие религии на окружающую среду возникло в средние века.

С V по XV века, все и вся находится под властью церкви, которая стала монотеистической. Система взглядов на мир строится по иерархии «Бог-Человек-Природа». Как писал Аврелий Августин в трактате "О Граде Божием": "В ряду того, что каким-то образом существует, но не есть Бог, его сотворивший, живое помещается выше неживого, способное рождать и испытывать желания - выше того, что не способно к этому. А среди живых существ чувствующие стоят выше нечувствующих, как, например, животные стоят выше растений. Среди же чувствующих разумные стоят выше неразумных, как люди - выше животных. А среди разумных бессмертные стоят выше смертных, как ангелы - выше людей. Все это помещается одно выше другого в силу порядка природы". Иными словами, противопоставленность человека и мира природы определена и освящена волей Бога. Таким образом, человек психологически противопоставляется природе.

В античности Боги также стояли над человеком, управляли его судьбой, но при этом они сами были подвластны року судьбы. В христианстве же Бог стал абсолютным - Бог есть все, он властен над всем. Человек же богоподобен, он также властен над всем, что дал ему Бог.

Но поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека, созданного "по образу и подобию" божьему, от всего природного - наличие у него нематериальной божественной души. Если в античности все, сущее на земле, имело право на душу, то в христианстве все, кроме человека, такое право потеряли, а значит утратили свою ценность саму по себе, оставшись лишь придатками человека, предназначенными для утоления им своих потребностей.

Христианство также кардинально изменило и характер взаимодействия с миром природы, переведя его в плоскость прагматизма. Оно освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с ней, превращенной в "сырье", лишенное какого бы то ни было священного смысла. Христианство утвердило представление о санкционированном самим Богом потребительском, прагматическом использовании природы. Красноречив в этом отношении текст Библии: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Бытие, 1:26).

Обладая и сейчас достаточным влиянием на прихожан, церковь способна изменить их взгляды на окружающий мир, призвав возлюбить все, сотворенное Богом. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви есть пункт, осуждающий экологический кризис, потребительское отношение человека к природе и объявляющий «принцип единства и целостности сотворенного Богом мира».

В настоящее время также существует понятие «экология религии», которое возникло как направление в зарубежных религиоведческих исследованиях, возникло в 60-80х годах ХХ века. (14). Основная мысль этого направления заключается в том, что культура и религия вторичны и способны адаптироваться к экологии. Основная задача исследования экологии религии состоит в выяснении рационально-биологических оснований религии, изучении того, есть ли связь между внутренними особенностями нашего организма и спецификой той или иной формы богослужения определенной этносоциальной системы в определенных экологических условиях.

Очень сильное влияние на экологию оказывает, несомненно, наука. Стоит начать только с того, что в современном понимании экология - это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей неживой (косной) природой. (6). Различается также целая система экологических наук.

Изначально наука, как и религия, влияли на экологию скорее отрицательно. Важнейшую роль в этом влиянии сыграло картезианство, которое рассматривало человека-субъекта и мир-объект, которым человек управляет. Известно высказывание Декарта о том, что неодушевленные животные и растения - лишь машины, которые лишены внутреннего мира, а препарирование животных ничем не отличается от разборки часов. Логика исторического развития "западной" цивилизации, развития ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая "парадигма человеческой исключительности" (Human Exceptionalism Paradigm) которая определяет самые различные аспекты мировоззрения. Для нее характерны антропоцентризм (греч. апthropos - человек + Кепичт - центр), антиэкологизм и социальный оптимизм. 70-ые годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену "веку изобилия" постепенно начинает приходить "век постизобилия".

Почти четыре столетия экстенсивного развития западной цивилизации создали иллюзию того, что такое развитие может продолжаться бесконечно. Она была обусловлена двумя факторами: 1) колонизацией второго полушария и 2) созданием новых технологий добычи топлива и энергоресурсов.

До этого времени экологические ограничения человеческой деятельности практически не давали о себе знать. Но к 70-м годам стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни. Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время "нефтяного кризиса", что для современной индустриальной, энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы.

В сложившейся ситуации науке пришлось уже не противостоять природе, а вставать на ее защиту. Стали разрабатываться различные природоохранные технологии, а также технологии, предусматривающие исчезновение привычной человеку окружающей среды и необходимых ресурсов.

Отношения окружающей среды и культурной жизни человека во многом схожи с выше рассмотренными.

На стадии первобытных племен природа была единственным источником для вдохновения человека. Так продолжалось долгое время. В средние века на передний план вышли мотивы чувственности и религии, а затем и социальная направленность. Тем не менее, еще в первой половине ХХ века в литературе и изобразительном искусстве достаточно много внимания уделялось природе в любых ее проявлениях - от воспевания красоты восхода, до изображения зверей. Во второй половине ХХ века интерес к подобному искусству редко сократился. На передний план вышли образы машин, быта, фантастичные картины будущего, освоения космоса, монстры и чудовища - создания человеческой фантазии. Кажется, в этот период окружающая среда потеряла своего главного почитателя в лице человека, который смог остаться лишь пользователем.

Если сравнить человеческое общество с животным обществом, то мы увидим, что культура ставит под контроль отношения людей, включая те, что основаны на инстинктах, но сама культура как система отношений особого рода основана на человеческих эмоциях, на страсти. По мере развития культуры возрастает власть человека над отношениями, основанными на инстинктах. У человека, как и любого животного, есть инстинкт самосохранения. Однако развитые культурные ценности могут преобладать и над этим инстинктом (ценности, идеи, которые могут для человека стать дороже его жизни). Основное, что может дать человеку культура - смысл его существования. Занимая место в культуре, человек, с другой стороны, принимает на себя ряд атрибутов, свойственных этой культуре. Так, для современного общества характерна культура потребления, которая навязывает человеку множество материальных благ, из которых необходимыми является меньшинство. Потребление становится смыслом жизни индивида, при этом создается видимость выбора: ты можешь приобретать то, а можешь это.

Таким образом, можно выделить проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды. Как известно, понятие отчуждения в нравственном смысле разрабатывал еще Гегель, понимая под ним некое состояние внутреннего разлада, духовной «дезинтеграции» человека, утрату личностью своего единства с миром, извращение и разрыв естественных связей с ним. Проблему отчуждения в его конкретных общественно-экономических формах неоднократно ставил и Маркс. Так или иначе, трудно отрицать, что появление огромных масс людей, страдающих и несчастных, стандартно похожих друг на друга и относящихся негативно или равнодушно к идее общечеловеческой солидарности и окружающей их природе, было следствием глобальной индустриализации и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим бедам. (10).

Развитие культурных ориентаций и установок человека требует выявления жизненных основных ценностей, которые позволяют ему наиболее полно реализовать данное природой и выработанное в процессе индивидуальной жизнедеятельности.

Важной составляющей частью современной социальной системы является нравственность.

Жизнедеятельность человека включает в себя отношение к Природе, отношение к самому себе, к своим физическим и психическим особенностям, и отношение к окружающим людям. От гармонии этих трех начал зависит моральное состояние человека, его самочувствие, физическое здоровье каждого индивида. Поэтому и существует необходимость в гармоничности взаимоотношения человека с Природой, с собственным организмом и окружающими людьми. (9).

Нравственность руководит человеческим сознанием, его поведением. Нравственность сама по себе является такой оценочной системой, которая позволяет человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли. Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. Нравственность выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант).

Можно сказать, что нравственность формирует отношение человека к окружающему миру, определяет его взгляды, поведение. Таким образом, нравственность влияет и на экологию, как отношения человека и окружающей среды.

Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Человек - составляющая часть экосистемы. Благополучие этой системы является залогом благополучия самого человека.

Становление нравственного сознания у человека может происходить всю жизнь, но основной этап ее формирования наступает в детстве. Во многом на становление нравственности человека влияет и экологическая составляющая. Ребенок, видя, что материальные блага являются решающими в современном мире, начинает относиться к природе потребительски. С другой стороны, ребенок, выросший, предположим, в деревне, где материальные блага не настолько доминируют, где недалеко река и лес, будет больше ценить природную красоту, у него сформируется иное отношение к окружающей среде.

Однако, есть еще и другая сторона взаимосвязи экология - нравственность. Так, На-заретян, рассматривая учения, основанные на вере в изначальное добро человека, в качестве утопии, показывает, что «разрушительные факторы становятся импульсом созидания, а действие сохраняющих, антиэнтропийных по своему происхождению факторов, наоборот, оборачиваются ростом энтропии». (12). Действительно, в основе эволюции лежит приспосабливание всего живого именно к негативным факторам. Возникновение экологических кризисов можно связать с прогрессом науки и техники в условиях моральной неготовности к подобному прогрессу человека. Когда человек начинает понимать угрозу происходящего, только тогда он начинает действовать во избежание катастрофы. И действия эти вызваны отнюдь не всегда искренней заботой о ближнем, а скорей стремлением к выживанию.

Профессиональный этолог Г.Симкин же наоборот утверждает, что зло - «порождение человеческой мысли, наших непомерных стремлений к обладанию и власти». (11). Важными в преодолении кризиса могут считаться такие человеческие качества, как интеллект, воля, нравственность.

Таким образом, мы видим, что экология связана со всеми остальными частями социально - экономической системы. Причем взаимосвязь эта обоюдна. Как экология подвергается влиянию составных элементов системы, так и она сама влияет на них. Соответственно, изменение какой-либо части отражается на экологии, так и ухудшение экологии влияет на эти части далеко не самым лучшим образом. Можно также выявить пропорциональную зависимость между изменениями экологии и отдельными составляющими системы: чем развитее экономика, чем устойчивее политический курс, чем лучше работает наука и чем глубже нравственность людей, живущих в государстве, тем лучше там экология. Кризис же, возникающий в какой-либо из частей системы, приведет к негативным последствиям в том числе и в экологи. Для сохранения равновесия системы энтропия в одной части этой системы должна вызывать энтропию и в другой ее части. Соответственно, при улучшении в какой-либо части системы должно происходить улучшение и в других ее частях.

Все части социально - экономической системы заинтересованы в экологической стабильности.

Все вышесказанное можно вывести в схему:

Литература

  1. Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  2. Болотова А.Л. - Экологическая политика повседневности в западных странах и в России // Общественные науки и современность. - 2002. - №1
  3. Большая Советская Энциклопедия;
  4. Большой Энциклопедический словарь;
  5. Гирусов Э.В, Платонов Г. В. - Мир в поисках концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета. -1996. - Серия 7. Философия. №1. С. 3-14.
  6. Дмитриева Е.А. Основы экологии: учеб. пособие для студ. небиологических специальностей педагог. вузов / Е.А. Дмитриева; ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го. - Ярославль, 2006
  7. Дупак В.Я. - Экологическое право и государственная экологическая политика на современном этапе социально-экономического развития России. // Право и безопасность - 2005. - №2.
  8. Зорин В. Евразийская мудрость от «а» до «я». Толковый словарь.
  9. Кукушкина О.Е. - Философско-социологическое основание неформального экологического образования. Философия образования. // Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 23. СПб.
  10. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
  11. Общественные науки и современность», 1991, №4
  12. Общественные науки и современность, 1992, №1.
  13. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: «Прогресс», 1980.
  14. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. - М.: Наука.
  15. Шуленина Н.В. - Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54

Автор: Кассина А.А. ®, Аспирант, Кафедра философии и логики, Российский Государственный Университет им. И.Канта

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: