Систематическое улучшение физического здоровья и воспитания школьников, на которое специально было указано правительством РФ [3], ставит перед архитекторами и проектировщиками школ ряд серьезных требований. Особое внимание в школьном строительстве всегда обращалось на санитарное состояние и благоустройство школьных зданий и пришкольных участков. Все помещения школы должны обеспечивать учащимся соответствующий современным санитарно-гигиеническим нормам световой, воздушно-влажностный и тепловой режим.
При выборе ориентации школьных зданий необходимо учитывать новое понимание действия света на организм человека и, особенно, на детский организм в процессе его роста и развития. Согласно учению И.П. Павлова свет не только имеет значение для зрения, но и оказывает влияние на организм в целом. Следовательно, гигиеническое обоснование выбора ориентации школьных зданий должно базироваться на учете всего комплекса многостороннего действия солнечного света на молодой организм.
Требования к инсоляции школьных помещений будут индивидуальны в зависимости от ряда факторов, и в первую очередь, от таких, как назначение помещений и географическая широта местности. Следовательно, рекомендуемые и допустимые границы ориентации школьных зданий для разных регионов, а также для различных помещений школы будут разные.
При нормировании ориентации школьных зданий и оценке множественных воздействий, оказываемых инсоляцией на организм школьника, до настоящего времени в основном учитывалось тепловое воздействие – перегрев, и отчасти световое воздействие – ослепленность от прямых солнечных лучей, и недоучитывались все другие воздействия инсоляции.
Недостаточно оценивалось и санирующее – бактерицидное действие проникающих в помещение прямых солнечных лучей. Насколько велико это действие, свидетельствует хотя бы тот факт, что в наружном воздухе, как правило, не содержится патогенных бактерий и бактериальных спор благодаря тому, что наружный воздух весьма быстро дезинфицируется солнцем.
Таким образом, при выборе ориентации окон положительные воздействия инсоляции – физиологическое и биологическое, а также увеличение освещенности помещений либо вовсе не учитывают, либо (в лучшем случае) считают их менее существенными, чем влияние отрицательного воздействия. Этот подход к обоснованию выбора ориентации школьных зданий односторонен. Он приводит к тому, что отдельные помещения школы хотя и ограждены от отрицательного воздействия инсоляции, но в то же время лишены и ее положительного влияния.
Наиболее правильным решением было бы ориентироваться на то из воздействий инсоляции, которое для данного помещения является наиболее важным, приняв при этом меры к устранению или ограничению сопутствующих отрицательных воздействий инсоляции.
Исходя из указанного выше принципа, все помещения школ можно разбить на три группы:
- Помещения, в которых желательна оптимальная инсоляция для максимального использования ее общебиологических свойств, а также положительного физиологического влияния солнечного света. К помещениям этой группы надо отнести классы и кабинеты лаборатории, то есть все основные помещения школьного здания.
- Все рекреационные и подсобные помещения школы, а также актовый и спортивные залы. Требования к их инсоляции не столь высоки, хотя и для этих помещений инсоляция также желательна.
- Группа специальных помещений, в которых недопустима и нежелательна высокая инсоляция вследствие ее отрицательных световых свойств. Такими помещениями являются классы рисования, черчения, информатики и горячие помещения кухни. В этих помещениях желателен равномерный рассеянный свет, и поэтому их нужно ориентировать на север.
Искусственное освещение играет немаловажную роль для сохранения здоровья, в особенности для детей, которые пишут левой рукой. Правильно организованное равномерное освещение с помощью ламп дневного света должно играть вспомогательную роль, дополняя и корректируя в отдельных участках недостаточность естественного света. Чтобы у школьников не развивалась близорукость, необходимо дополнительно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона, преимущественно матовыми красками, исключающими появления бликов. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение хорошее, а в третьем, при пасмурной погоде, может быть недостаточным.
Кроме того, современные технические средства позволяют улучшить микроклимат школьных помещений при помощи устройства воздушного отопления, что особенно актуально в осенне-зимний период для многих школ региона. В виде дополнения к существующей системе отопления или в качестве преобладающего источника тепла воздушное отопление может осуществляться совмещенно с вентиляцией, оснащенной рекуператорами с фильтрами фанкойла или автономно. Но при проектировании системы воздушного отопления, совмещеного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление поддержанием в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30-60 %, а также обеспечение в неучебное время температуры воздуха не ниже 15С.
Рассмотренными положениями школьной гигиены, разумеется, не исчерпывается все многообразие требований этой науки к проектированию и строительству школ. Из всего их обилия были выделены лишь те, которые в процессе совершенствования школы оказали наиболее глубокое влияние на типологию зданий учебно-воспитательного назначения, определили принципы современной концепции школьного строительства и потребовали пересмотра представлений о школе и ее здании.
Литература
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Бражник, Е.И., Голубев, Е. Должны ли все школы быть одной масти // АиФ Петербург, 2001. − №39. − С.8.
- Дмитриев, В.М. Организация и планирование образования [Текст] / В.М. Дмитриев. − Москва, 2007. − 105 С.
- Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. 2002. − №2. − С. 2-50.
Авторы: С.А. Ефремова, к.п.н., доцент каф. «Строительство». Е.Н. Белая, ст. преподаватель каф. «Строительство». А.Н. Порохня, студент группы ЭУН-071 «Экспертиза и управление недвижимостью», Ставрополь, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт