Бегство капитала как одна из проблем в области развития валютного регулирования в Российской Федерации

Бегство капитала одна из наиболее глобальных проблем в области развития валютного регулирования в России. Для ее скорейшего решения необходимы следующие условия: восстановление доверия к рублю и российской банковской системе в целом, которые должны быть защищены авторитетом государства, созданием надежного механизма реализации одной из функций Банка России – быть кредитором последней инстанции.

Сбербанку России необходимо повысить процента по вкладам населения, хотя эта мера и оспаривается некоторыми экономистами. Последние утверждают, что население настолько не доверяет российским банкам, что сочтет этот шаг предвестником нового кризиса и эффект будет противоположным от задуманного.

Ситуация в стране требует комплексного совершенствования всей системы управления валютной выручкой. Официально признается, что на данном этапе на валютный рынок поступает меньше половины валюты, получаемой от внешней торговли, по независимым оценкам – всего 30%. Отсюда и неустойчивый валютный курс рубля, и проблемы с возвратом кредитов.

Незамедлительная реструктуризация всей банковской системы, создание инвестиционных банков. Необходимо, чтобы Банк России занял активную позицию по решению проблемы неплатежей. В качестве возможного варианта решения этой проблемы целесообразно рассмотреть создание клиринго-расчетного центра Банка России с соответствующими региональными центрами. Нужно разработать процедуру глобальных цепочек взаимозачетов с использованием строго контролируемой подкачки денежной массы. Этот механизм ни в коей мере не исключает механизма банкротства несостоятельных банков.

Экономическое обоснование размера денежной массы (М2) (не менее 30% к ВВП), а также объема финансовых обязательств. Бессистемное расширение эмиссии государственных облигаций недопустимо. Нужен строгий контроль над общей массой как первичных, так и производных денег в целом по федерации и на субфедеральном уровне. [1]

В условиях, когда население не доверяет национальной банковской системе, необходимо разрешить иностранным банкам работать с российскими депозитами, но с оговоркой гарантии возвратности вкладов и неспекулятивной процентной ставки. Российские депозиты в этих банках должны идти на развитие российской экономики – для закупки оборудования и технологий, на финансирование инвестиционных проектов и т.д. Допуск иностранных банков на рынок российских банковских депозитов вкупе с расширением инвестиционной деятельности банков создаст условия для репатриации части убегающего российского капитала. Думается, что такие решительные и быстрые меры в состоянии не только приостановить бегство капитала, но и возвратить уже ушедший капитал.

Также необходимо соглашение ЦБ с Международным банком расчетов в Швейцарии об определении размеров сбежавшего из России капитала, его страновой дислокации и возможных формах участия в экономике России.

Для поднятия роли рубля в расчетах надо применять механизмы повышения спроса на рубли, при этом можно использовать сильную сторону российской экономики – достаточную устойчивость производства таких потенциально валютных товаров, как нефть, газ, лес. Надо продавать эти товары на внешнем рынке за рубли. Для мониторинга обязать использовать обменники валют онлайн. В этом случае у наших зарубежных партнеров повысится интерес к рублю и их накоплению. Положение с вывозом капитала в нашей стране продолжает оставаться сложным. Одно из необходимых условий решения данной проблемы - наделение на законодательном уровне органов и агентов валютного контроля правом приостановления валютных операций по сделкам клиентов, обладающим признаком подозрительности, и возложение на них обязанности по передаче информации об этих сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Показательным в этом отношении является законодательство Италии, даже рекомендованное Евросоюзу в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области. В России правовой механизм выявления подозрительных валютных операций по сделкам клиентов и отказа в их совершении только начинает создаваться, и продолжает оставаться актуальной проблема развития эффективно действующей системы валютного регулирования и валютного контроля. Они должны обеспечивать защиту экономики страны от любых противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. Здесь следует рассматривать меры, направленные на обеспечение системности валютного контроля, укрепление его правовой и нормативной базы, организационного построения, внутреннего и внешнего взаимодействия элементов системы валютного контроля, информационно-технической базы. Этот комплекс проблем предполагает проведение адекватной политики развития и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.

В связи с вышеназванными проблемами и негативными тенденциями, сложившимися на практике, можно внести ряд предложений по совершенствованию мер валютного контроля за вывозом капитала:

При регистрации субъектов внешнеэкономической деятельности внести ограничения для лиц, привлекавшихся к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Ввести практику обязательной правовой экспертизы внешнеторговых документов при осуществлении процедур таможенно-банковского валютного контроля.

Ужесточить требования к деятельности уполномоченных банков, как субъектов валютного контроля, установив для них ответственность за несохранность баз данных при возникновении случаев банкротства банка.

Подвергнуть пересмотру на ведомственном уровне признаки «подозрительности» банковских валютных операций.

Внести изменения в ст. 193 УК РФ, в которой предусмотреть установление ответственности за преступление, не только в отношении руководителя организации, но и для группы лиц по предварительному сговору, либо организованной группой.[2]

Законодательство устанавливает два подхода к применению ответственности за нарушение правил валютного регулирования. Первый -предусматривает применение к физическим и юридическим лицам санкций, в основном, имущественного характера в административном и судебном порядке. Второй - привлечение виновных физических лиц к уголовной ответственности (об этом говорит ст. 14 п. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Главным источником регулирования валютных операций является Закон №173-ФЗ статья 14 которого вводит санкции за нарушение законодательства о валютном регулировании в виде:

  • взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного закона сделкам;
  • взыскание в доход государства неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
  • взыскание в доход государства сумм, полученных по недействительным сделкам или в результате незаконных действий;
  • приостановление действия или лишения нарушителей выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений при повторном совершении нарушения;
  • наложение штрафов за отсутствие учета валютных операций с нарушением установленного порядка.

В новом Законе №173-ФЗ ст. 25 гласит, что ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[3]

Основными способами обнаружения сотрудниками органов валютного контроля совершенных нарушений являются:

  • по предоставлению агентов валютного контроля (уполномоченных банков, филиалов);
  • по сообщению государственных органов контроля;
  • в ходе рассмотрения отчетов подведомственных уполномоченных банков (филиалов);
  • по сообщениям (жалобам) граждан и юридических лиц; в ходе непосредственных проверок банков, филиалов.

Основными мерами воздействия за нарушение норм валютного законодательства являются:

  • Штраф налагается как в сумме, кратной количеству дней длящегося нарушения (например, предоставление Грузовой таможенной декларации (ГТД) в уполномоченный банк импортером), так и в сумме, равной совершенной с нарушением установленного порядка валютной операции.
  • Предписание направляется нарушителю в соответствии с подпунктом «д» п.2 ст. 13 Закона, при выявлении нарушения валютного законодательства, не обеспеченного санкцией в виде штрафа. При невыполнении требований предписания наступает ответственность в соответствии с п.З ст. 14 Закона - в том числе штрафа.
  • Приостановление или лишение резидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений (их отзыв), - на основании подпункта «б» п.З ст. 14 Закона.
  • Приостановление операции по счетам резидента (в том числе физического лица) в случае не предоставления последним документов или информации, упомянутых в ст. 15 Закона, - на сумму совершаемой валютной операции.
  • В случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, за проведение валютных операций без обосновывающих документов, за не направление в установленный сроки информации в Банк России, за продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение требований Банка России к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операций купли продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
  • Отзыв лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте или вообще банковской лицензии осуществляется в соответствии со ст. 75 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации» и положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» от 02.04.1996 г. №264 (с изменениями от 25.03.1999 г., 26.04.1999 г.).

В целях более эффективной реализации государством своих функций в области валютного контроля в условиях кризисных процессов в экономике и учитывая актуализацию методов валютного контроля различными его субъектами, необходимо принять следующие меры:

  • подключение рыночных методов регулирования движения краткосрочного капитала, к которым относятся резервирование средств для резидентов по валютным обязательствам, дифференцированное по их срочности; резервирование по валютным активам, не связанным с финансированием торговых операций;
  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами между резидентами. В частности, необходимо дополнить установленный валютным законодательством перечня валютных операций положением о том, что переводы резидентами средств в валюте Российской Федерации и внутренних ценных бумаг со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счета других резидентов, открытых за пределами территории Российской Федерации, подлежат валютному контролю;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия требования о том, что до момента осуществления платежа по импортному контракту товар должен быть помещен под таможенный режим импорта;
  • уточнение регламентации внутреннего валютного рынка России. На законодательном уровне целесообразно установить дополняемый на подзаконном уровне перечень оснований, по которым валюта Российской Федерации и иностранная валюта должны зачисляться на счета в уполномоченных банках;
  • введение ограничений на скорость перемещения капитала. Установление обязанности (либо, в отдельных случаях, права) уполномоченных банков приостанавливать операции по перечислению денежных средств резидентов и нерезидентов на счета за пределами территории Российской Федерации, либо право Банка России устанавливать при международных расчетах иные сроки списания средств со счетов клиентов;
  • установление обязанности для физических лиц представлять в налоговые органы отчеты об остатках средств на счетах в банках за пределами территории Российской Федерации, поскольку средства на счетах за рубежом также являются объектом контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, то необходимо организовать адекватную систему отслеживания объема операций, осуществляемых с использованием средств за рубежом, а также содержания этих операций.

Вообще, эволюция валютного регулирования в Российской Федерации направлена на поэтапную либерализацию системы валютных ограничений и валютного контроля, с целью его последующей отмены и перехода к полному регулированию валютных отношений экономическими мерами, как это произошло в развитых странах, с сохранением отдельных его элементов для борьбы с преступлениями в данной сфере.

В этой связи, при сохранении существующей динамики цен на основные позиции российского экспорта, экономическая ситуация в России не претерпит существенных изменений, это время должно быть использовано страной для формирования дальнейших предпосылок реализации либеральной модели валютного регулирования и снижения внутренних рисков нестабильности валютно-финансовой сферы:

  • проведения структурных преобразований в экономике с целью снижения зависимости от мировых цен на нефть и преодоления сырьевой направленности экспорта;
  • формирования развитого и устойчивого банковского сектора, создания эффективной системы банковского надзора;
  • повышения инвестиционной привлекательности национальной экономики как для резидентов, так и для нерезидентов.

Таким образом, цели и задачи экономической политики, стоящие перед государствами на различных этапах развития, предопределяют дифференцированный подход к выбору модели регулирования валютных отношений в стране и доминирующую функцию валютного регулирования – барьерную или стимулирующую. Либерализация системы валютного регулирования, т.е., фактически, отказ от жесткой регламентации порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами и переход к манипулированию объемами этих операций преимущественно экономическими мерами, обычно свидетельствует о стабильности социально-экономического положения в стране, развитости и надежности функционирующих в государстве банковской системы, валютного и фондового рынков, а также указывает на достижение определенной степени устойчивости экономики к воздействию внешних негативных факторов.

Литература

  • Сенгачов В. Бегство капитала из РФ: условия и механизмы репатриации // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - №4.
  • Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 193.
  • Федеральный закон № 173-ФЗ статья 25.
  • Статья 75 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации» и положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» от 02.04.1996 г. №264 (с изменениями от 25.03.1999 г., 26.04.1999 г.)

Автор: Алексеев Н.П., Аспирант, кафедра управления внешнеэкономической деятельностью, Государственный университет управления

Прокомментировать

Рубрика Публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: